История России. ХХ век

Добавлено : Дата: в разделе: Статьи
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 329
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

История России. ХХ век

Русские художники лаковой миниатюры

Эпоха тектонических потрясений и преобразований. Век двух мировых войн, двух революций, которые привели к огромным изменениям в судьбе Земли.  Создание нового политико-экономического строя в России, оказавшего влияние на общемировые процессы, крушение крупных империй и колониальной системы, век великих свершений в области культуры, науки, техники, освоении космоса.

Художники русской лаковой миниатюры разных поколений в своих произведениях представили широкую картину ХХ века. Новое время придавало иное звучание, иное восприятие одних и тех же событий современниками и взглядом спустя десятилетия.

В России известны четыре центра лаковой миниатюрной живописи: Палех и Холуй (Ивановская область), Мстера (Владимирская), Федоскино (Московская), где в XIX веке существовали лукутинская и вишняковская мануфактуры. В 1910 году лукутинские и вишняковские мастера объединились в Федоскинскую трудовую артель.

Федоскинские мастера связаны с русской реалистической традицией. Для русских художников-миниатюристов характерна тесная связь с окружающей жизнью, отзывчивость на все  современные им художественные течения. По произведениям лаковых живописцев мы можем представить картину жизни в разные исторические периоды нашей страны, почувствовать их неразрывную связь с жизнью народа, его укладом. В XIX и первой половине ХХ века материалы для своих работ художники брали из произведений отечественных и зарубежных живописцев, обращались к различным журнальным иллюстрациям, творчески их перерабатывали, вносили изменения в соответствии с собственным восприятием, ощущением времени в котором жили. Сельская и городская жизнь во всем многообразии находила отражение в их работах: чаепитие представителей различных социальных слоев — крестьян, приказчиков, купечества, праздничные катания на тройках или деловые поездки, сцены труда и праздников, исторические события.

Каждому периоду в развитии этих центров соответствовали различные предпочтения. Если в начале XIX века художники любили идеалистические сцены крестьянской жизни А. Г. Венецианова (1780−1847), то в конце века они выбирали работы художников-передвижников и мастеров, писавших на исторические темы. Стили рубежа XIX−XX веков также нашли свое отражение в работах бывших лукутинских и вишняковских мастеров. Во второй половине ХХ века федоскинские художники создают свои самостоятельные композиции, отражающие окружающий мир в его многоликости, обращаются к новым художественным формам.

Художники-миниатюристы чутко реагировали на явления русской жизни. Такие события, как поражение в русско-японской войне, революция 1905 года и жестокое ее подавление, федоскинские мастера не отражали в своих работах. Как это бывало в таких ситуациях, они обращались к славным страницам своей истории, откуда черпали оптимизм и волю к жизни. В связи со столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года мастера Федоскинской артели создают целую серию портретов ее героев, обратившись к картинам галереи, посвященной войне 1812 года,  Государственного Эрмитажа, выполненным Джорджем Доу (1781−1829) с ассистентами А. В.Поляковым (1801−1835) и В. А.Голике (1802−1848). К 300-летию дома Романовых федоскинские мастера пишут портреты правителей этой династии. Также предпочитают изображать элегические пасторали, милые жанровые сценки в силуэтном исполнении, ищут гармонию в повседневной жизни.

 

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись иконописными центрами, местные мастера не только писали иконы, но и расписывали храмы  в России и по всему православному миру. Они соблюдали правила религиозной живописи, строго следовали канону и принципам православного искусства. После запрета иконописи, по примеру федоскинцев, они занялись лаковой миниатюрой, исходя из многовековой традиции древнерусской живописи, мирового опыта лаковой миниатюры и народного искусства.

Мы представляем работы, которые явились откликом на основные события ХХ века. Альбом поделен на главы, которые посвящены следующим периодам:  начало века, революция 1905-07 годов, 1917 год, гражданская война, новые символы, лениниана и сталиниана, строительство социализма, война 1941-45 годов, построение развитого социализма, 1990-е годы.

Начало века.

Духовная жизнь конца XIX — начала ХХ века подготовила почву для революционных преобразований в России. Великий гуманист Лев Николаевич Толстой (1828–1910) всегда сопереживал народу, на долю которого выпадали тяжкие испытания, и винил в этом государство.

«Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют. Народу больше нечего делать, как, пользуясь страстями этих людей, выманивать у них назад награбленное».

Народ любил писателя, в связи с его смертью начались волнения и в среде студентов. Отлученного от церкви Льва Николаевича, православная церковь отпевать отказалась. Только в армянском соборе прошла панихида по усопшем.

Портрет Льва Николаевича Толстого написал художник Федоскинской трудовой артели в период между 1910 и 1920 годами. За основу он взял картину И. Е. Репина «Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). Художник писал с натуры, наблюдая за работой Толстого, позже он вспоминал: «В этом ничтожном облачении грозно с глубокой серьезностью светились из-под густых бровей и проницательно властвовали над всеми живые глаза великого гения не только в искусстве, но и в жизни». Образ на миниатюре созвучен настроениям, преобладавшим в то время в российском обществе.

 

В России страстно призывали революцию: «Нам не надо правды жизни, нам нужна мечта». Русское общество было охвачено «мятежными стремлениями».  Раздуть пожар, который сожжет весь старый мир призывал русский поэт А. А. Блок (1880–1921): «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная и безобразная наша жизнь, стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию».

Федоскинский художник А. И. Козлов (1932–2001) изображает М. Горького как вестника революции. За свои революционные выступления после расстрела демонстрации 9 января 1905 года писатель был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Однако по требованию широких слоев общества России и зарубежья вскоре был освобожден.

«Песни о Буревестнике» воспевает революционную отвагу, захватывает своей экспрессией, бурным ритмом стихии:

...В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике <...>

Это смелый буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

Пусть сильнее грянет буря!..

А. М. Горький писал не только на революционную тематику. Но благодаря таким произведениям, как «Песня о соколе», повесть «Мать», «Данко», он навсегда приобрел репутацию революционного писателя.

Пластина «Революция идет» навеяна образами Парижской коммуны (18 марта — 28 мая 1871). Девушка, являющаяся символом свободолюбивой Франции, изображена на фоне красного флага и восставшего народа. Французская революция оказала огромное влияние на борьбу рабочих за свои права во всем мире. Коммунары для советских  людей были овеяны не меркнувшей славой.  

 Революция 1905–1907 годов. Работы, посвященные этому периоду были написаны в основном в 1960–1980-е годы. (В. М. Ходов «Красные косынки»; Н. И. Шишаков «9 января», «Кровавое Воскресенье», «Мать», «Арест пропагандиста»; В. А. Ёлкин «Красная Пресня»; Ю. М. Ваванов «Вставай поднимайся», «Маёвка»; Н. А. Наумов «Прозрение»; А. В. Баранов «1905»; А. И. Козлов «Буревестник».)

Самой ранней работой, освещающей события, приведшие к коренным изменениям в жизни страны, является миниатюра А. Н. Буторина «Распространение Искры». Александр Николаевич сам был участником этих сходок. Как бывший иконописец, художник строит композицию по типу житийных икон, в центре основная сцена — тайная встреча агитаторов, вокруг сценки, иллюстрирующие опасность и сложность революционных дел.

Миниатюра «Новые марши» С. И. Козлова — одного из самых ярких и талантливых мастеров лаковой живописи, написана в 1981 году. Она отражает романтический порыв молодых в переустройство мира и созвучна блоковским ожиданиям революционных преобразований в России.

1917 год.  И. И. Голиков, один из основателей нового палехского искусства и современник революционных событий, пишет много битв, созвучных блоковскому «вечному бою», но и в его жанровых зарисовках присутствует энергетика революционных перемен. К юбилею революции он расписал в подарок М. Горькому, много сделавшему для палешан, письменный прибор «Х лет Октября», а позже шкатулку «Партизаны». Тему протеста и бунта он затрагивал в своих многочисленных работах, посвященных Степану Разину. Всю сложную гамму чувств крестьян после оглашения Декрета о земле художник передал в миниатюре «Красноармеец в деревне» — от заинтересованности и наивного простодушия до отчаянного недоверия и скептицизма.

Теме революции посвящали свои работы художники также 1960-1980-х годов. Часто миниатюры писались к какому-то юбилею или тематической выставке. В их основе были песенные мотивы героико-романтического содержания. (А. Н. Сотсков «Отречемся от старого мира»; Н. Н. Денисов «На заре революции»; А. С. Николаев «1917 г. Петроград. Октябрь 25»; Ю. М. Ваванов «Вставай, поднимайся!»; Н. И. Шишаков «Варшавянка»; А. Д. Щадрин «Бойцы революции»;  В. А. Елкин «Поэт революции», В. Ф. Блинов «Баллада о большевиках»)

Гражданская война

Г. И. Ларишев — художник огромного таланта и темперамента. Каждая его работа, на любую тему, обретала необычайную силу и глубину. Он умел почувствовать дыхание событий и передать время с его взрывной энергетикой. Миниатюра «За власть Советов» 1967 года -  обобщающий образ Гражданской войны. Трое красноармейцев с саблями наголо, один из них — трубач, в алом зареве битвы мчатся по горящей от взрывов земле с красным знаменем, развивающимся как пламя за их плечами. Они, как всадники Апокалипсиса, возвещают конец старого мира. 

 

Я

планов наших

люблю громадье,

размаха

шаги саженьи.

Я радуюсь

маршу,

которым идем

в работу

и в сраженья.

К образу В. В. Маяковского художники многократно обращались, увлеченные притягательностью его личности и мощью таланта.

Новые символы

Не будем углубляться в историю символов с тысячелетней историей, так как у всех народов они имели свои особенности и в разные времена имели свою трактовку. Новые символы России —серп, молот, олицетворявшие союз рабочих и крестьян — произошли из жизни простого народа, были подхвачены и воспеты поэтами. Песня Ф. С. Шкулева (1868–1930), участника баррикадных боев на Красной Пресне в 1905 году, написана от всего сердца, она наполнила новым содержанием образ молота.

«Мы — кузнецы, и дух наш молод,

Куем мы счастия ключи.

Вздымайся выше, наш тяжкий молот,

В стальную грудь стучи, стучи, стучи!

<...>

И после каждого удара

Редеет мгла, слабеет гнет,

И по полям земного шара

Народ измученный встает, встает, встает!

В. Я. Брюсов(1873–1924) в 1921 году продолжает:

Но вечно светом вешних верб

Дух человека свеж и молод!

Точи для новой жизни серп,

Храни для новой битвы молот!

Символ в форме звезды известен с 3000-х годов до н. э. Однако для каждого народа в разное времени значение его менялось. В эпоху Возрождения звезда с лучом, направленным вверх, была символом человеческой природы. Так, например, на рисунке Леонардо да Винчи (1452–1519) изображена человеческая фигура с распростертыми руками и расставленными ногами. Со временем человеческая личность приобретала все большее значение. В СССР звезда — это символ единения трудящихся пяти континентов, ее красный цвет символизирует пролитую за их освобождение кровь. И. И. Голиков на фоне красной пятиконечной звезды и красной карты СССР изображает четыре фигуры — это союз четырех сил, двигателей революции: рабочего, крестьянина, матроса и с красноармейца.

 

 

С образованием Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году был создан герб страны. Серп и молот изображены на фоне земного шара в обрамлении колосьев пшеницы, перевязанных лентами с надписями на шести языках республик, входящих в СССР. По мере прибавления республик менялось количество лент с надписями. В 1945–1956 годах республик было 16, а с 1956 — 15. Вверху — красная звезда с желтым ободком. Каждая республика также имела свой герб. На пластине, представленной палехскими художниками на Всемирной выставке в Париже 1925 года, изображен герб СССР среди космических тел в ореоле пышных, как венок, облаков. Все это исподволь демонстрировало космический размах замыслов страны Советов.

Строительство социализма

«Массы, участвовавшие в революции, действительно переживали праздник освобождения. <...> Поэты старой России и новые писатели… сливались в общем мажорном ощущении жизни. Буря событий захватила их… Вставали массы, жадно рвущиеся к просвещению, наполнявшие залы популярных лекций, аудитории рабфаков. Жизнь была неприглядна, голодна и дика, насилие торжествовало повсюду, но, глядя на эти честные взволнованные лица молодых и стариков, впервые дорвавшихся до культуры, хотелось верить в будущее», — писал философ русского зарубежья Г. П. Федотов (1886–1951).

 

Гражданская война. Героический эпос этих событий возник уже позже. В основе почти всех произведений художников-миниатюристов на тему Гражданской войны были песенные, литературные мотивы, характерные для образного восприятия мастеров этих центров народного искусства (Г. Н. Кочетов «Тачанка»; Н. И. Бабурин «Тачанка»; Е. Н. Зонина «Тачанка»; Б. В. Тихонравов «Уходили комсомольцы на Гражданскую войну»; Н. М. Зиновьев «Чапаев»; М. С. Чижов «По долинам и по взгорьям»; Б. И. Киселев «Орленок»; Н. Н. Денисов «Тихий Дон», «Шли по степи полки»; Г. В. Скрипунов «Каховка»; В. П. Фокеев «Смело мы в бой пойдем за власть советов»).

 

Два родных брата — красноармеец и белогвардеец встретились в родительском доме. Художник передал весь трагизм Гражданской войны, непреклонную решимость красноармейца покарать брата, испуг и мольбу матери, суровое осуждение в глазах отца. Тот же беспощадный гнев угадывается в миниатюре И. И. Голикова «Партизаны». Всадники с их бескомпромиссной решимостью мчатся сквозь снежные вихри. Миниатюра «Орленок» Б. И. Киселева написана по мотивам культовой песни советского времени, воспевающей служение идеалам Революции. Юный красноармеец, окруженный огнем сражений и дымом пожарищ, стоит перед расстрелом. Черный коршун, как символ враждебных сил, зловеще кружит над ним.

 

Орленок, орленок, взлети выше солнца

И степи с высот огляди!

<...>

Не хочется думать о смерти, поверь мне,

В шестнадцать мальчишеских лет

<...>

Лети на станицу, родимой расскажешь,

Как сына вели на расстрел.

<...>

У власти орлиной орлят миллионы,

И нами гордится страна.

 

Песня стала своеобразным гимном для многих поколений, молодежь не одного поколения она воспитала в духе беззаветного служению идеалам советского строя. Написана 1936 году, слова Я. З. Шведова (1905–1989), музыка В. А. Белого (1904–1983).

 

В 1918 году Ленин выдвинул план пропаганды, был издан декрет о снятии памятников царизму и создании монументов, посвященных новому времени. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский (1875–1933) призывал «распространять революционный образ мыслей, чувствований и действий по всей стране».

На формирование  мировоззрения в обществе оказывала  новая идеология государства. Первым откликом на события в жизни страны были произведения 1920-х годов. Художники станковисты создавали работы, часто по заказу Кустарного музея, и уже с них федоскинские мастера делали копии (Б. В. Иогансон «Рабфак идет»; А. А. Вольтер «Союз деревообделочников»; А .Е. Куликов «Слушают радио»). Ассоциация художников революционной России, объединившая все художественные направления и течения, стремилась отразить жизнь народа в «его революционном порыве». Мастера отправлялись  в самые отдаленные уголки страны — в Среднюю Азию, на Чукотку, чтобы показать преображающую мощь индустриализации и коллективизации. «Язык» плаката с его емкостью и выразительной силой воздействовал и на художников-миниатюристов. (Палех – «Красная Армия — оплот и защита труда!»- автор неизвестен; «Жница» И. П. Вакурова; «Жнец» В. В. Хвостенко; «Всероссийский союз деревообделочников», «ВПС кожевников», «Всерабземлес» А. А. Вольтера; «ВСРПП и ВСРКХ (Всероссийский союз работников коммунального хозяйства) С. М. Карпова)

Главным героем произведений стал человек труда (оленеводы, ковровщицы, сталевары, колхозники, рабочие) — С. М. Чижов «Хозяева полей», «Советская молодежь»; В. К. Мошкович «Сталевары». Появляются новые сюжеты: И. М. Баканов «Мы дети вольного народа — цветы коммуны трудовой», «Изба-читальня», «Смычка крестьянина с рабочим», «Колхозные работы»; И. П. Вакуров «Село Палех»; И. И. Зубков «Прежде и теперь»; А. А. Дыдыкин «Колхозник и Единоличник»; И. И. Голиков «Красноармеец в деревне»; Д. Н. Буторин «Красный кавалерист»; «Завод», «Индустриальный пейзаж» (Федоскино). К 10-летию революции художники создают блокноты с гербами СССР и  союзных республик.

Строительство социализма. «Революция освободила народные силы, призвала их к исторической активности». Гражданская религия  общенационального масштаба объединила все народы Российской империи. На смену старой веры пришла новая — в построение царства Божьего на земле, но в марксистской трактовке. Наш народ всегда чаял иного пути и, по словам русского философа Н. Ф. Федорова (1829–1903), искал царство Божие и имел свой план спасения.

Другой русский философ Н. А. Бердяев (1874–1948) в произведении «Истоки и смысл русского коммунизма» также писал об исторической миссии России — «построить „Царство Божие“ (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле... Философия общего дела заключалась в преобразовании не только внешнего мира, но и собственной природы. В одухотворении мира и человека. Он также утверждал, что без утопии нет исторического развития.(Н.А.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М. Из-во Наука, 1990)

Практика социалистического строительства показала, что на смену соборности, которая была основой социальных преобразований в стране, пришла «сборность и принудительное единство». В конце 1920-х годов СССР посетил Джавахарлал Неру (1889–1964), а в 1929 году в книге «Открытие России» он писал о том, что с интересом следят за великим экспериментом, который проводят русские,  однако, озадачивает расхождение между тем, что они говорят и делают. Тем не менее советский народ, не взирая на тяжкие противоречия практики и теории, рвался в будущее, не снижая фантастических усилий в построении сильного государства, устремленном в светлое и счастливое будущее. (М. С. Чижов(«Коллективизация»; Г. И. Ларишев «Первый трактор»; А. А. Дыдыкин «Колхозник и единоличник»; И. И. Зубков «Прежде и теперь»; И. М. Баканов «Колхозные работы», «Смычка рабочего и крестьянина»; К. В. Костерин «Вождь социализма и ликующий пролетариат».)

 

Я с теми,

кто вышел

строить

и месть

в сплошной

лихорадке

буден.

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет.

 В. Маяковский

Первый перспективный план восстановления и развития народного хозяйства был разработан в 1920 году Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) под руководством В. И. Ленина и был рассчитан на 10–15 лет. В основном он был выполнен к 1931 году. (В. П. Фокеев «По плану ГОЭЛРО. Днепрогэс»; Н. М. Солонинкин «Мечта Ильича»; И. С. Семенов «Челюскинцы»; А. Ф. Котягин «Героика СССР».)

 

Волисполком — волостной исполнительный комитет, являлся высшим органом власти на территории волости. Состоял из 3–4 человек и организовывал работу по делам: земельным, культурно-просветительным и здравоохранения, военно-трудовым и управления. Волисполком проводил отчеты председателя и членов исполкома, утверждал сметы, наблюдал за правильным распределением средств среди населения, контролировал своевременную уплату налогов[Е16] , разрешал жалобы на сельские Советы, принимал меры по охране порядка. На миниатюре А. В. Котухина изображено как раз такое заседание, где сельчане бурно обсуждают деятельность волисполкома.

  

Миниатюра демонстрирует изменения в жизни деревни, например, появление современной техники (комбайн, трактор, сеялка), вдали виднеется животноводческий комплекс и сельсовет с красным флагом на крыше, на переднем плане — радующиеся трудовым успехам жители села.

И я,

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

пою

мое отечество,

республику мою.

В. Маяковский

 

 

В 1927 году создается общественно-политическая организация ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), которая готовила молодежь по разным специальностям, в том числе обучала летному и парашютному делу. Этому посвящены такие работы, как «Парашютисты» палехского художника Т. П. Лятова, «Крылья Родины» С. И.Козлова и «Парашютисты» С. П.Рогатова (Федоскино). Страна укрепляла свою оборонную промышленность, все слои населения участвовали в этом важном деле. Холуйские художники — К. В. Костерин «Мощь обороны» и С. М. Мокин «Вождь социализма и ликующий пролетариат» — славили силу и крепость советского государства.

 

              Лениниана

Роль личности в истории поучительным примером видна в деяниях  России ХХ века. Вера в Бога и царя сменяется верой в идеального человека — борца за униженных и угнетенных. Ленин впервые с истории человечества заставил имущих, считаться с неимущими — именно так полагали многие деятели ХХ века.

Биография Ленина стала евангелием для советского человека. «Лениниана запечатлела образ фигуры мирового масштаба, в которой сказалось персонально все очарование этой изумительной эпохи» (А. В. Луначарский. «Ленин как ученый и публицист» Речь на собрании работников науки, посвященной памяти Ленина. 24 марта 1924. М. 1924; Известие. Январь 1926.)

Художники посвящают работы Ленину, где он — вождь, пламенный трибун, отзывчивый человек, мечтатель, увлекающий за собой миллионы ради воплощения смелых планов и идей.

 

Н.А.Бердяев в целом негативно оценивал революционные события  России и ее руководителей, тем не менее отмечал, что «вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм», а «роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в истории». Философ сравнивал Ленина с Петром I: «Он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем», «обладал исключительной чуткостью к исторической ситуации», «Ленин был человеком судьбы, роковой человек, в этом его сила». И утверждал, что без утопии нет исторического развития. (Н.А.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма».YMCA-PRESS. Берлин.1955; Наука. Москва, 1990. С.94-102)

 М. Горький был убежден: «Нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира». ( М.Горький Собрание  сочинений в 16 томах. Том 16. М. Из-во «Правда», 1979, с.175)

Колоссальные социально-экономические изменения, произошедшие после Октябрьской революции во главе с большевиками и Лениным, вселяли оптимизм в людей, заставляли верить в воплощение самых смелых замыслов. Поэты того времени неустанно воспевали личность Ленина:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потресть он шар земной?

 

«Скажи,

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он — вы».

С. Есенин  (поэмы «Капитан земли», «Анна Снегина»)

В. Маяковский также много и горячо писал о нем: «Ленин и теперь живее всех живых - наше знанье, сила и оружие»; «Самый человечный человек»; «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин» ( поэма «Владимир Ильич Ленин».

Самые талантливые работы, посвященных Ленину, написаны художниками: Н. М. Солонинкин «Мечта Ленина»; В. Д. Липицкий «У Ильича»; М. С.Чижов «Ленин в разливе»; И. А. Фомичев «Выступление В. И. Ленина 3 апреля 1917».

 

«Во век такого бесценного груза еще не несли океаны наши, как гроб красный к Дому  союзов плывущий на спинах рыданий и маршей» .В Маякоский. Поэма «Владимир Ильич Ленин».

 

Патриарх Московский и всея Руси Тихон (1865–1925), выступая в связи со смертью Ленина, называл его великим борцом и страдальцем за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства. «Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе[Е22] ». (Известие. № 20. 25 января 1924.)

 

Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, Патриарх Московский и всея Руси с 1917 по 1925 год. Проявлял исключительную мудрость, мужество и терпение в годы революции и Гражданской войны, стремясь найти форму сотрудничества с новой властью ради спасения православной веры. Подвергался жестким гонениям, однако народ проникся к нему искренним и глубоким уважением. В 1981 году заграничной Русской православной церковью Тихон был канонизирован в лике исповедника и включен в Собор святых новомучеников  и сподвижников. Русской православной церковью канонизирован в 1989 году.

Сталиниана

После смерти Ленина был выдвинут лозунг «Ленин —это Сталин сегодня». Однако, если Ленин всячески пресекал славословие в свой адрес, то культ личности Сталина приобрел ни с чем не сравнимые формы. Успехи Успехи в проведение индустриализации и коллективизации, несмотря на всю  трагичность в реализации этих планов, укрепляли роль Сталина, как талантливого и мудрого руководителя. В 1938 году было учреждено звание Героя Социалистического труда (присваивалось до 1991). Для простых тружеников страны это стало мощным стимулом к доблестному служению Отечеству.

 

Бывший иконописец Сергей Александрович строит свою композицию по типу житийных икон, свободно импровизируя дополнительными сюжетами. В обрамлении лаврового венка портрет И. В. Сталина, вокруг — достижения советского народа (ДнепроГЭС), народы советского государства устремляющиеся к вождю, армия на страже мира и танковая колонна, низвергнутый капитал и красный Московский Кремль — символ величия и мощи советского государства.

О Сталине писали многие поэты и мыслители того времени:

«Живет не человек — деянье:

Поступок, ростом с шар земной» (Б. Л. Пастернак, 1935)

«Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!» (С. В. Михалков)

«Ликует вся страна в лучах зари янтарной,

И радости чистейшей нет преград, —

И древний Самарканд, и Мурманск заполярный,

И дважды Сталиным спасенный Ленинград». (А. А. Ахматова, 1949)

И благодарного народа

Вождь слышит голос:

„Мы пришли

Сказать, — где Сталин, там свобода,

Мир и величие земли!“» (А. А. Ахматова, 1949)

 

Ты татарина с таджиком,

Чуваша сроднил с грузином,

Озарил ты солнцем ясным

Наши чащи и излуки

И народам всех республик

Сплел ты в братской дружбе руки.

Письмо чувашского народа Великому Сталину, коллективный труд чувашских писателей и поэтов. Чебоксары, Чувашиздат. 1937, с.56; 1945, с. 13)

 

 

Панно «Портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия I»

Л. М. Пашинина

Федоскино, 2017

Алексий I (в миру Сергей Владимирович Семанский, 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси с 1945 по 1970 год. Человек исключительной образованности, дипломатического таланта, самоотверженного служения Отечеству.

Помощь Русской православной церкви в борьбе с фашистскими оккупантами в Отечественной войне смягчили советскую власть. Было разрешено избрать патриарха и открыть церковные заведения.

Патриарх Алексий I в день 70-летия В. И.Сталина cказал: «...Всенародное чувство любви к Вам — Вождю, Учителю и Другу трудящихся — достигло особой силы и подъема...» И перед панихидой по И. В. Сталину: «Упразднилась сила великая, нравственная, общественная сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течении многих лет».

Под руководством В. И.Сталина страна стала сильной индустриальной державой, победила в тяжелейшей войне, когда ей противостояла вся Европа. Несмотря на все неимоверные испытания, государство продвигалось к осуществлению своей мечты — построению социализма.

Поэтому вполне объяснимо, что образ вождей, Ленина и Сталина, занимал такое важное место в работах художников-миниатюристов.

Вторая мировая война 1941-45 годов

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Слова этой песни были написаны в первые дни войны поэтом В. И. Лебедевым-Кумачевым (1898–1949), музыка — А. В. Александровым (1905–1949). Текст был опубликован 24 июня, а уже 26 июня песня исполнялась на Белорусском вокзале Краснознаменным Академическим ансамблем песни и пляски. Слова и музыка песни воспламеняли сердца людей, наполняли решимостью идти на подвиг, объединяли отвагой. Первый вариант песни был написан еще в годы Первой мировой войны учителем словесности А. А. Боде (1865–1939), В. И. Лебедев-Кумач переработал и дописал ее. Для отправлявшихся на фронт защищать страну трудящихся эта песня звучала гимном, наполняла энергией воинского братства. Все народы России встали на защиту своего Отечества.

 

Автор проникновенных лирический пейзажей Б. В. Тихонравов пишет миниатюру, посвященную войне: природа объята пожаром, кроваво-красные облака, взрывы снарядов и пуль, вздымающиеся над землей клубы дыма — все передает неимоверный накал битвы. В алом зареве войны матросы, как былинные герои, бесстрашно идут под ливнем пулеметного огня.

 

Гарь и пепел войны закрыл солнце, пали на землю черным покрывалом сгоревшие остовы деревьев, вдали горит деревня, в небе над ней мечется стая галок. А на переднем плане — ряд противотанковых ежей, как символ несломленной воли.

Художники в тылу,  внесли свой вклад в победу над врагом, создавая произведения мощного эмоционального и патриотического звучания: М. К. Попенов «Сталин на фронте»; П. Н. Давыдов «Фронт и тыл»; В. С. Овчинников «Народ-герой, народ-воин»; С. А. Мокин «Салют Родины»; К. В. Костерин «Гимн Советского Союза».

 

Лев Михайлович Доватор (1902–1941), генерал лейтенант, командующий кавалерийским корпусом, прославился героическими рейдами в тылу врага, погиб при защите Москвы. Лев Михайлович и его кавалеристы отличались необычайной отвагой. Художник в своей миниатюре передал неотвратимый натиск, смелость, бесстрашие мчащейся сквозь огонь конницы.

Художники во время войны часто обращались к образам великих предков, вдохновляясь их мужеством, к произведениям русской классики, раскрывающим силу русского духа и волю к победе. И. П. Вакуров написал несколько миниатюр по мотивам «Слова о полку Игореве». В центре его произведений образ Ярославны, призывающей на помощь древнерусскую рать, которая является в небесах и  стала  покровом и оберегом для советских воинов.

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

К. М. Симонов

 

 

Работа посвящена любимой лирической песне военных лет «Землянка»:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твои и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

<...>

Пой, гармоника вьюге на зло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

 

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушло все боеспособное мужское население Палеха, Холуя, Мстеры и Федоскино, большинство из них погибли. Не возвратились с войны и художнки редчайшего даровния, такие как П. Д. Баженов, Г. И. Голиков. Оставшиеся на промыслах мастера продолжали трудится. В основном они расписывали табакерки и папиросницы для воинов, которые вручались им при получении следующего звания или вместе с наградой. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства хранится несколько таких табакерок, приобретенных у потомков фронтовиков.

 

Художники посвящают свои работы не только сражениям, но и повседневной жизни солдат: С. И. Козлов «Полевая кухня»; П. А. Митяшин «В лесу прифронтовом»; В. Д. Липицкий «Старинный вальс»; Н. А. Любомудрова «Партизанская ночь».

Сергей Иванович Козлов пишет миниатюры о мирных минутах на войне, когда солдаты могли отдохнуть у полевой кухни, слушая за обедом веселого повара. Миниатюра написана в светло-серебристо-зеленоватых тонах, как будто это видение, всплывшее в памяти воина.

 

О фронтовой полевой кухне писали многие поэты:

Кухня, кухня — запах каши,
Острых баек аромат.
<...>

Так что ты котлом пахучим
Украшай наш скромный быт.
Ведь всегда считался лучшим,
Тот солдат, который сыт.
Веселей дыми трубою,
Путь неблизкий предстоит,
Если ты готова к бою,
Значит будет враг разбит!

Н. Турнаев

Да полевая кухня полевая,

Тебя не сможет позабыть любой солдат!

А. Сергиенко

 

Не только современники военных лет, но и их дети, внуки и правнуки глубоко ощущают ту боль истерзанной войной страны и по прежнему посвящают свои произведения военной тематике. Например, «Сталинград ни шагу назад» М. Ершовой — талантливая и прочувствованная работа. «Победа» М. Грязнова говорит о том, что скорбная память о войне неисчерпаема. На миниатюре изображен момент провозглашение победы, два солата обнимаются. Седой офицер в тяжком раздумье сидит на бампере грузовика, в кабине которого притаился подобранный где-то на дорогах войны мальчонка-сирота. Праздничный салют не может развеять тьму, в которую погружен черный силуэт города, трагическим монументом напоминающий о невосполнимости утрат и бед. Ольга Терентьева посвятила свою работу северному конвою, в благодарность нашим союзникам за помощь в годы тяжких испытаний.

Илл. Северный конвой. Терентева О.-р

Безмерная радость победы в самой кровопролитной и жестокой войне воспета художниками разных поколений: А. М. Костерин «Едут, едут по Берлину наши казаки»; Л. М. Живностка «Победа Советской Армии»; И. А. Серебряков «Встреча победителей»; П. Н. Давыдов «Освобождение»; П. А. Митяшин «В час мира».

Построение «развитого социализма»

С окончанием войны и неимоверных испытаний советский народ с радостью и энтузиазмом принимается за восстановление страны. Художники больше пишут о счастье мирной жизни, новых успехах в созидательном труде, об освоении новых земель, о строительстве электростанций, покорении атома, освоении космоса. К. В. Костерин «Строители коммунизма»; Т. И. Зубкова «Расцветай земля колхозная», Д. В. Рогатов «Мы строим коммунизм»; А. В. Ковалев «Колхозные напевы»; М. Д.Немова «По родному краю»; И. Н. Морозов «Новостройкам»; Б. М. Немтинов «Май»; Н. А. Любомудрова «В Москве на ВСХВ»; Б. И. Федоров «Москва социалистическая»; В. И. Корсаков «Едут новоселы»; М. С. Чижов «Советская молодежь», «Хозяева полей»; Н. Н. Денисов «На БАМе» — все эти произведения дышат радостью, наполнены надеждой и неподдельной и искренней уверенностью в завтрашнем дне.

Для прославления трудовых подвигов народа выбираются монументальные формы ларцов, письменных приборов, на которых подробно освещаются великие свершения в строительстве социализма.

 

Советский народ представлял все народы, живущие в СССР, объединенные общей мечтой и деяниями. Вместе они добивались больших успехов на ратном и трудовом поприще.

 

Часто художники обращались к теме советско-китайской дружбы. Палехские художники  посетили Китай — родину лаковой живописи в рамках творческой командировки. По итогам этой поездки народная художница А. А. Котухина создала серию акварелей, рисунков и миниатюр. Художник В. А. Панин написал несколько работ, посвященных сказкам, современной жизни китайского народа и дружеским отношениям между нашими странами.

Провозглашалась нерушимая дружба навек, братство с китайским народом в противостоянии миру наживы и зла. Песня «Сталин и Мао слушают нас»[6] вдохновляла советских людей.

Миниатюра написана по мотивам китайской народной сказки о братьях-близницах: благодаря дружбе, находчивости и смекалке они преодалели все трудности на своем жизненном пути.

Расширился лагерь социализма. Разрушилась колониальная система, многие страны Африки и Азии добились независимости. Дружбе народов посвящаются многие произведения.

Представители всех народов мира становились героями русских миниатюр. Чернокожие красавицы рассматривают русскую матрешку. Две молодые женщины олицетворяют свободную и независимую Африку, а сувенир говорит о взаимной симпатии народов. Советский народ готов был принять весь мир в свои объятия. Правительство СССР оказывало помощь странам, освободившимся от колониальной зависимости. 

 

Российский социализм приобрел сакральный характер. На осуществление мечты — создание социалистического общества — народ не жалел сил. Общественные интересы ставились выше личных.

 

Работы на тему космоса переполнены восторгом, неудержимой радостью от невероятных свершений. Будто сказки обрели реальное воплощение: Ивакин П. Д. «Богатырский скок»; В. А. Белов «Небесные братья»; Н. Н. Денисов «Птица-тройка». Покорителей космоса художники изображают в обрахзе былинных богатырей. Лаконичны, но в то же время выразительны и многие другие работы на тему космоса (Фролов В. Н. «В космос»). Это гимн исполненной человеческой мечте.

 Русский космизм и коммунистический проект в России происходит из одного источника — русского мессианства, которое чаяло „Царствия Божьего на земле»,  полагал Николай Федорович Федоров (1829–1903). И казалось советским людям, что мы приближаемся к мечте. (Николай ФЕДДОРОВ. Философия общего дела. М. Из-во Эксмо. 2008)

Конституция  «развитого социализма» 1977 года провозглашала построение социализма в нашей стране. Советский народ надеялся, что уже за поворотом всех ждет коммунизм. Тем не мене старые лозунги «Партия — наш рулевой», «Да здравствует КПСС» уже мобилизующе не воздействовали. Лозунги не помогали реализации планов, большая часть партийной номенклатуры давно не соответствовала понятиям авангарда в построении общества социализма. Представители дружественных иностранных партий отмечали, что партийная верхушка в России была похожа на их мелкую буржуазию,  с которой они борются в своей  стране. Оттепель 1960-х годов не продлилась долго, это скорее была короткая передышка, легкий вздох, но не перед следующим рывком, а вяло текущим угасанием.

В 1984 году талантливый палехский художник Валентин Михайлович Ходов расписал ларец «Сказ о Петре и Февронии» — о русских святых, реальных исторических личностях, муромском князе и простой крестьянской девушке, олицетворяющих подлинные и главные человеческие качества: любовь, верность, справедливое правление. Казалось бы, такой ясный и светлый сюжет, но он вызывал недоумение у многих чиновников от привычного отражения окружающей советской действительности. Где строитель светлого будущего? Какое отношение эти святые, канонизированные русской православной церковью, имеют к реалиям жизни, устремленной к осуществлению уже смутно понимаемой мечты? А они имели прямое отношение. Валентин Михайлович не был религиозно ориентирован, но он отразил внутреннее состояние общества и его насущную проблему — потребность в истинных человеческих ценностях. Эта работа  стала этапной в развитии палехского искусства.

 

                    1990-е годы  Разрушение страны социализма

Случилось то, что всегда уничтожает все доброе — предательство. «Верхушка», на словах оставаясь верной социалистическому строительству, для себя избрала другой путь — личных благ и обогащения. За лозунгами перестройки скрывалась жажда правящих верхов прийти на «уготованный им пир». Народ в растерянности ждал, когда появиться новый мессия. Десятилетия беспощадного, ударного труда во имя светлого будущего обернулись циничным грабежом, унижением и бесправием. Еще задолго до событий конца 1980-х — 1990-х годов французский философ и публицист Альбер Камю (1913–1960) писал о послевоенном поколении, «унаследовавшем изуродованную историю — смесь разгромленных революций, обезумившей техники, умерших богов и выдохшихся идеологий»[7][Е33] .  

Палехский художник Е. Целиков пишет миниатюру «Был  в деревне пожар», которую можно назвать символом 1990-х. Тысячи и тысячи талантливых и энергичных россиян разбрелись по всему миру, начался второй исход народа из страны, объятой смутой, злом и преступлениями. Большая часть населения нашего Отечества, не избалованная судьбой, проявляла чудеса стойкости, в надежде на лучшие времена.

 

В. К.Смоленская пишет «Праздник бесполезного труда» по мотивам повести А. П. Платонова (1899–1951) «Котлован», но обращается к современной жизни. Повесть была посвящена эпохе строительства социализма, в ней раскрывается другая сторона повседневного подвига во имя светлого будущего. Энтузиазм преобразователей общества, готовых отдать свои жизни за далекое светлое будущее, заражает не всех обитателей страны, но у них нет выбора. Утешением для всех является ожидаемая прекрасная жизнь сиротки Насти, для нее все лишения и тяготы обретают смысл. Солнце жертвенным факелом освещает путь людей, объединенных религиозным чувством мечты. Их движения похожи на крестный ход, где девочка Настя, как икона, к которой обращены человеческие надежды. Силуэты умолкнувших храмов, стая чаек, вместо колокольного набата, мечется над людьми, уходящими внутрь котлована. Трагизм ситуации не вызывает чувства безысходности благодаря той внутренней энергии самопожертвования, которой охвачена эта бесконечная толпа.

 

Те неимоверные жертвы, которые принесли несколько поколений на алтарь мечты о счастливой жизни, были напрасны. Их предали, оклеветали и ограбили, навесив ярлык — «совки». Никогда в истории не было еще людей, подобных советскому человеку —  самоотверженному, щедрому, трудолюбивому, отзывчивому, отважному, спасшему всю Европу от фашизма, сытому только пищей духовной. Казахский поэт Джамбул Джабаев (1846–1945) писал с болью и любовью: «Ленинградцы, дети мои!..» Братство народов было подлинным.

Беспредел и цинизм власти рождает множество произведений: А. Г. Грачев «Куды крестьянину податься?», «Национальная идея или курочка Ряба»; А. А. Смирнов «Русский Вавилон», «Житие одного города», «В краю дураков», «Марионетки». Эти работы вызывают живой отклик у российского народа, зритель разделяет взгляд художника на события в России тех лет.

Как всегда бывает после смуты, Россия начала подниматься, но оказалась во враждебном кольце тех, кому помогала ценой благополучия своего народа, кого защищала, отдавая лучших сыновей. А. А.Смирнов пишет «Осаду русского города» — это ретроспективный образ той инаковости России, которая обречена защищаться одна. Когда общая беда грозит всему человечеству — Россия в авангарде битвы, как только опасность минует — на Россию набрасываются алчные и жадные народы, чтобы поживиться за счет ослабленной в бою страны.  

 

Несмотря на свои проблемы и беды, Россия всегда готова прийти на помощь другим народам. События в Ираке, Ливии, Сирии не остались незамечанными — наше правительство помогает этим государствам обрести мир и спокойствие. Палехскую художницу О. А. Терентьеву глубоко волнуют драматические события в мире, и она пишет миниатюру по мотивам песни В. А. Высоцкого (1938–1980) «Идет охота на волков» — сложное, многоплановое произведение, утверждающее право каждого на свой образ жизни, призывающее к справедливости и милосердию.

 

По бортику тарелки — отрывок песни:

Не на равных играют с волками

Егеря — но не дрогнет рука, —

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.

 

Волк не может нарушить традиций, —

Видно, в детстве — слепые щенки —

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!

 

Идет — охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

 

ХХ век — эпоха социализма, борьбы, страданий, подвигов, побед, мучительных исканий, обретений и потерь. Россия дала миру беспрецедентный пример героического поиска  пути к счастливому и справедливому обществу.

Как светлый памятник великим деяниям советского народа в строительстве социалистического общества, В. Н. Молодкин создает «Симфонию труда», прославляющую неиссякаемый оптимизм и трудолюбие российского народа, веру в создание счастливого и процветающего Отечества.

 

    

                                                      Л. Л. Пирогова

Вверх