Художник, прославивший "русский стиль" в России и мире, но оставшийся малоизвестным

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 132
  • Комментариев: 0
  • Печатать

 

 

Сергей Соломко — певец русской старины, природы, ярких характеров и статной красоты в обрамлении традиционных богато вышитых одежд, мехов и драгоценных камней… Говоря о «русском стиле» в живописи мы неосознанно представляем именно те образы, которые художник запечатлел на своих акварелях.

 
 
Сергей Соломко, Встреча
 
Сергей Соломко, Встреча

Соломко Сергей Сергеевич (1867—1928 гг.) — русский художник, иллюстратор, график, акварелист, оставивший неизгладимый след в мире искусства. Его характерный и ни на кого не похожий «русский стиль» настолько отточен и узнаваем, что увидев раз — вы ни с кем его не спутаете.

 
 
«Лебедь белая»
 
«Лебедь белая»

 

 
 
«Забава Путятична»
 
«Забава Путятична»

 

 
 
«Писец»
 
«Писец»

 

 
 
«В догонку»
 
«В догонку»

 

 
 
Неизвестная картина (борзая)
 
Неизвестная картина (борзая)

Выходец из потомственных дворян Черниговской губернии, Сергей Соломко получил великолепное художественное образование: сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Санкт-Петербургской Императорской Академии Искусств.

 

 
 
Сергей Соломко, фото
 
Сергей Соломко, фото

Соломко был современником таких великих художников, как Илья Репин и Василий Суриков, а потому его работы находились в определенной степени под их влиянием. Однако, ему удалось разработать свой собственный художественный стиль, который выделял его среди современников.

Парадоксально, но он одновременно являлся и одним из известнейших иллюстраторов дореволюционной России, активно сотрудничавшим с большим количеством журналов и издательств, и при этом — оставался практически полностью вне поля зрения критиков и искусствоведов, которые не воспринимали его серьезно.

Главные темы картин

Центральная тема его творчества — повседневная жизнь русского общества, и особенно допетровской эпохи. Соломко славился мастерством в изображении старорусской жизни с ее былинными мотивами и сказочным духом, разнообразными яркими костюмами на персонажах. Сами костюмы не являются строго реалистичными — автор не копировал их с музейных образцов, а создавал сам, по-новому переосмысливая элементы традиционной одежды.

 
 
«Настасья Королевишна»
 
«Настасья Королевишна»

 

 
 
«Василиса Микулишна»
 
«Василиса Микулишна»

 

 
 
«Разговор»
 
«Разговор»

Художник создал множество произведений, воспевающих сельскую и городскую жизнь, быт русских крестьян, бояр и дворян, важные семейные события и обряды. Его картины стали живописным отражением богатства русской культуры и разнообразия ее аспектов.

 

 
 
«Вечерняя прогулка»
 
«Вечерняя прогулка»

Однако, Соломко не ограничивался лишь передачей визуальных аспектов быта. Ему удавалось уловить и передать эмоциональную составляющую сцен, изображенных на его холстах. Персонажи на его картинах словно оживали, и перед зрителем разворачивалась целая история в динамике — с предысторией и вероятными вариантами будущего. Особенно тонко художнику удавалось передать эмоции влюбленных пар, моменты связанные со свиданиями, сватовством и свадьбами.

 
 
«Соблазнитель»
 
«Соблазнитель»

 

 
 
«В погоне за счастьем»
 
«В погоне за счастьем»

Многие из работ Соломко содержали сцены с двумя персонажами — то есть в фокусе был не просто портрет, а именно активное взаимодействие между людьми: из взгляды направленные друг на друга, эмоции, мысли, надежды… Художник умело передавал жизненные ситуации, знакомые каждому. Такие произведения, как «В ожидании ответа», «Вопрос», «Серьезный вопрос», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и другие, будто прикасались к чувствам и воспоминаниям зрителя, возвращали того в похожие моменты его собственной жизни. При этом облачение героев в допетровские одежды, а также своеобразный романтизм и идеализация, как бы повышало значимость данных моментов, представляя их частью нашей многовековой истории.

 
 
«Серьезный вопрос»
 
«Серьезный вопрос»

 

 
 
«В ожидании ответа»
 
«В ожидании ответа»

Однако, обращался художник и к иным темам и сюжетам — так, он создавал символические аллегории, посвященные историческим событиям времен династии Романовых, рекламные плакаты, а также злободневные акварели на темы близкие его современникам. Примером последнего может служить акварельная открытка под названием «Эко чучело! (Новая мода)», в которой художник выразительно показал сколь разные эмоции может вызывать у разных людей и сословий то, что именуется «модой». Именно эти особенности его искусства идеально соответствовали потребностям общества и были восторженно приняты публикой.

 
 
«Эко чучело!»
 
«Эко чучело!»

Соломко успешно сотрудничал с художественными журналами и книжными издательствами, иллюстрируя произведения А. С. Пушкина, М. В. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. Создавал театральные афиши и зарисовки для публикации в театральных журналах. Вместе с Елизаветой Бем он по сути стал первопроходцем жанра журнальной иллюстрации: их работы украшали страницы «Нивы» — журнала для семейного чтения, а позднее многие из них были распространены в виде почтовых открыток, которые пользовались в народе огромной популярностью, так как люди видели в них красивые и понятные истории, что сделало их доступными и близкими каждому.

 

 
 
«За чтением»
 
«За чтением»

Отдельная тема творчества: эскизы ювелирных изделий и костюмов, так, Сергей Сергеевич создавал модели для Императорского фарфорового завода и сотрудничал с компанией Фаберже, рисовал эскизы театральных костюмов для Анной Павловой и Матильдой Кшесинской.

А в 1903 году художник создал эскизы костюмов в «неорусском стиле» для знаменитого Русского бала в Зимнем дворце. Этот бал оказался невероятно успешным, а фотографии императорской семьи и выдающихся общественных личностей в костюмах 17-го века были растиражированы в многочисленных альбомах. Впоследствии, именно эти костюмы с императорского бала были изображены на одной из самых известных карточных колод, которую, пожалуй, в своей жизни видел каждый, но большинство не знает кто настоящий автор этой витиеватой красоты.

 
 
Фото, костюмированный бал 1903 г.
 
Фото, костюмированный бал 1903 г.

 

 
 
Карточная колода "Русский стиль": дизайн карт разработан в 1911 г. на немецкой фабрике Дондорф по мотивам костюмов Императорского бала 1903 г., эскизы костюмов к балу были нарисованы С.Соломко. Позднее колода была перерисована Ю.Ивановым для офсетной печати.
 
Карточная колода "Русский стиль": дизайн карт разработан в 1911 г. на немецкой фабрике Дондорф по мотивам костюмов Императорского бала 1903 г., эскизы костюмов к балу были нарисованы С.Соломко. Позднее колода была перерисована Ю.Ивановым для офсетной печати.

Интересно, что этими же изображениями вдохновлялись и создатели футуристичных костюмов Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод 2».

В 1910 г. художник переехал в Париж, где продолжал творческую деятельность в сотрудничестве в российскими галереями и художественными институтами, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Умер в 1928 г.

Критика и признание

Основной чертой творчества Соломко была уникальная атмосфера — романтическая, идиллическая и сказочная. Именно это одновременно очень нравилось широкой публике и в то же время вызывало уничижительную критику со стороны искусствоведов, которые называли подобные работы вульгарными, упадническими, созданными в стремлении «потрафить вкусам толпы». Иные именовали работы Соломко «галантерейным реализмом», призванным развлекать невзыскательную публику — как бы в пику реализму «настоящему», который непременно должен нести некий философский или символический подтекст, а также изображать всю жизнь в ее полноте и противоречии, не приукрашивая неприглядных черт и не замалчивая темных моментов.

И. Э. Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».

 
 
«Высокомерие»
 
«Высокомерие»

Все эти обвинения звучат довольно высокомерно, отражая сомнительную идею, что истинное искусство всегда элитарно и не может быть интересным и понятным широкой публике (к которой, критики, видимо относили и императорскую семью, заказавшую у Соломко эскизы костюмов для своего эпохального бала?), а воспевание красоты будто бы чем-то уступает в художественном плане нарочитому реализму с показной жестокостью, бедностью либо неприглядностью.

 

 
 
«Светлячок»
 
«Светлячок»

Те же «установки» нередко главенствуют в искусствоведческой среде и по сей день. В результате творческое наследие Соломко осталось малоизученным, а большинство созданных им иллюстраций сохранились лишь в дореволюционных изданиях и старых почтовых открытках, доступных только коллекционерам. Впрочем, время неизбежно расставляет все по своим местам и работы художника все чаще вновь начинают мелькать в общественном пространстве, а интерес к ним растет по мере того как люди о них узнают.

 
 
«Птица Сирин»
 
«Птица Сирин»

Сергей Соломко не боялся быть оригинальным и воспевать прекрасное, невзирая на оценки критиков, в результате он оставил наследие, которое продолжает вдохновлять и увлекать. Его работы призывают нас остановиться и окунуться в сказочно-былинную старину, атмосферу который он так мастерски передал, а созданные им костюмы и образы не только отражают истинное богатство и разнообразие русской культуры, но и показывают возможный вектор ее развития в будущем — на базе старых образцов, но абсолютно по-новому.

https://dzen.ru/a/ZSVoPJUjdy8A_ftb
Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Понедельник, 22 Апрель 2024
Вверх