Три главных проблемы декоративно-прикладного искусства часть 3

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 333
  • Комментариев: 0
  • Печатать

К сожалению, приходится отмечать, что большинство произведений, показанных на выставке, не производственны по самой своей форме, по технике, что производство, вероятно, отказывается их изготовлять, что делать их оно не хочет потому, что ему это очень трудно.

И производство, надо сказать, право. Вещи малосерийные, индивидуальные, уникальные пусть так и делаются, а вещи производственные должны производственно и решаться.

Существует большая разница между станковым искусством и прикладным. Станковый художник делает вещь для выставки, выставляет её, и этим самым он уже послужил народу. Народ увидел его вещь на выставке – и художник сделал своё дело.

Совсем другая цель у прикладного искусства. Оно тоже должно показываться на выставке, но это только начало большого и длинного пути. Прикладное искусство живёт в народной массе, в быту, в самой жизни, и там оно должно быть, туда оно и должно идти. Выставка для него только начало, а дальше производство и широкая жизнь в народе, в быту, в наших квартирах.

Вот эта массовость, производственность образцов есть то, без чего нельзя серьёзно говорить о влиянии на уровень культуры народа, без чего нельзя говорить об удовлетворении его повседневных эстетических нужд.

Нужно, чтобы художники больше приобрели вкуса к массовым изделиям, к созданию массовых произведений, чтобы они не негодовали на производственников, когда те говорят, что им трудно делать те или иные произведения, а постарались бы понять производственников и найти с ними общий язык. Это дело вполне возможное, и на этой почве могут быть созданы очень хорошие, высокохудожественные произведения.

 
 
Иван Ефимов. Скульптура «Лани». 1957. Высота 29 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5183. Госкаталог: 31132122. Источник: goskatalog.ru
 
Иван Ефимов. Скульптура «Лани». 1957. Высота 29 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5183. Госкаталог: 31132122. Источник: goskatalog.ru

Из вещей, которые имеются на выставке, укажем в качестве примера на небольшую фарфоровую группу «Лани» И. Ефимова. Очень просто, очень декоративно, очень красиво, очень выразительно в смысле подачи характера животных и очень производственно! Вот так бы и надо работать, когда речь идёт о массовой продукции.

 
 
Друзья, хочу вас познакомить со статьёй великого отечественного искусствоведа и инициатора возрождения народных художественных промыслов Александра Борисовича Салтыкова.-22
 

Другое дело немассовые изделия. Мы делаем очень интересные небольшие скульптуры, насыщенные психологией и очень декоративные.

 
 
Ольга Богданова. Скульптура «Афганец». 1957. Дулёво. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11957. Госкаталог: 29070721. Источник: goskatalog.ru
 
Ольга Богданова. Скульптура «Афганец». 1957. Дулёво. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11957. Госкаталог: 29070721. Источник: goskatalog.ru

Назовём среди них наиболее удачные работы О. Богдановой – группу «За чтением» и фигуру «Албанец» («Афганец»?), в которых художнице удалось дать глубокую психологическую характеристику. Но в технологическом отношении эти работы довольно сложны, поэтому в их производстве должен непосредственно принимать участие сам художник-автор.

Для того чтобы такие вещи делать, нужно иметь многочисленные малые предприятия, выпускающие серийную продукцию с непосредственным участием в производственном процессе самих художников. Такие предприятия должны быть у нас организованы, и этим должен заняться в особенности наш Художественный фонд.

И, наконец, для того чтобы и государственная промышленность, и промысловые артели, и предприятия Художественного фонда работали в полную меру, могли бы удовлетворять наш народ нужными ему художественными изделиями, требуется ещё одно серьёзное условие. Необходимо организовать среди государственных учреждений руководящий центр, заботящийся о художественной промышленности, центр, который не только наблюдал бы за качеством изделия, как это сейчас делается на художественных советах, но помогал бы объединить на производстве специалистов-художников разных специальностей для того, чтобы можно было создавать более сложные художественные произведения. И, наконец, для того, чтобы решать комплексные вопросы интерьера.

Такой центр нам необходим, и мы будем надеяться, что рано или поздно он у нас будет. Он необходим, между прочим, потому, что у художников, работающих на производстве, есть враги, с которыми бороться им самим почти невозможно. Для примера назовем только одного такого врага, и сразу станет ясно, в чём тут дело. Этот враг очень сильный, враг скрытный, враг тайный, не выходящий на поверхность, но всем нам мешающий. Это... скромный прейскурант. Что записано в прейскурант 10–15 лет тому назад, то только и можно выпускать в массовом количестве, а что в прейскуранте не записано, то выпускать нельзя, несмотря ни на какие художественные советы, ни на какие рекомендации.

Перед нами лежит путь развития нашего декоративного искусства в направлении создания большого исторического стиля. Для этого нужна консолидация всех сил – и не только художников разных специальностей, но и архитекторов, работников промышленности и министерств. Нужна организация тесного творческого и рабочего контакта. Без этого в нашем большом и сложном деле мы не сможем добиться такого положения, которого от нас требует народ и которое необходимо для художественного преобразования его жизни.

давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#я вижу красоту #я счастли

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Понедельник, 22 Апрель 2024
Вверх