Три главных проблемы декоративно-прикладного искусства часть 1

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 241
  • Комментариев: 0
  • Печатать

 

 
Друзья, хочу вас познакомить со статьёй великого отечественного искусствоведа и инициатора возрождения народных художественных промыслов Александра Борисовича Салтыкова.
 

Друзья, хочу вас познакомить со статьёй великого отечественного искусствоведа и инициатора возрождения народных художественных промыслов Александра Борисовича Салтыкова. Статья представляет собой переработку доклада автора на IV пленуме Правления Союза художников СССР, посвященного обсуждению юбилейной Всесоюзной художественной выставки 1957 года.

 
 
Салтыков А. Массовость и уникальность // Декоративное искусство СССР, 1958. – № 3. – С. 1–6.

Юбилейная Всесоюзная художественная выставка 1957 года со всей убедительностью показала, что наше декоративное искусство имеет весьма высокий уровень своего качества. Это качество нисколько не ниже того, что мы видим в других разделах выставки. Много хороших орнаментальных работ среднеазиатских, кавказских республик и Молдавии. Особенно хороши работы русских и украинских художников. Высоко стоит декоративное искусство Прибалтики, в частности Эстонии.

Всё это говорит о том, что ценные традиции народного художественного творчества у нас повсюду сохраняются, живут, воспринимаются современными художниками и художественными производствами, творчески перерабатываются, входят заново в нашу современную жизнь.

Таков, например, прекрасный гарнитур мебели литовского художника И. Прапуолениса. В этом гарнитуре замечательно тактично освоены и по-современному поданы старые традиции крестьянской мебели. У нас нередко бывает, что народное оказывается совершенно несовременным, здесь же художник очень удачно нашёл творческую трактовку старых традиций. Этот гарнитур одновременно и народный и вполне современный.

 
 
Гжельская керамика // Товарный словарь / Глав. ред. И. А. Пугачев. – М.: Госторгиздат, 1956–1961. – 9 т. – Т. 2: Волокна текстильные – Зюйдвестка. – 1957. – [6] с., 1044 стб., ил. – 206–207 стб.
 
Гжельская керамика // Товарный словарь / Глав. ред. И. А. Пугачев. – М.: Госторгиздат, 1956–1961. – 9 т. – Т. 2: Волокна текстильные – Зюйдвестка. – 1957. – [6] с., 1044 стб., ил. – 206–207 стб.

Очень хороша фарфоровая посуда с народной росписью художницы Н. Бессарабовой. Она провела большую работу по изучению русского орнамента, восстановила забытые рисунки, забытое мастерство свободной кистевой росписи. Н. Бессарабова обучила и создала кадры, которые возродили былую славу гжельской посуды.

Анна Кораблёва. Занавес «Русские мотивы». Вологодское кружево

Нужно сказать и о такой чрезвычайно интересной и большой работе, как кружевной занавес художницы А. Кораблёвой.

 
 
Анна Кораблёва (Кутилина). Фрагмент. Занавес «Народные мотивы». 1957. Вологда. Кружево. Размер: 408 х 324 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-6936. Госкаталог: 24877669. Источник: goskatalog.ru
 
Анна Кораблёва (Кутилина). Фрагмент. Занавес «Народные мотивы». 1957. Вологда. Кружево. Размер: 408 х 324 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-6936. Госкаталог: 24877669. Источник: goskatalog.ru

Мы не привыкли относиться к кружеву серьёзно, часто считаем его ничего не стоящим украшательством, а эта художница сумела собрать целый ряд художественных традиций русских вологодских мастериц – человеческие фигуры, фигуры животных, цветы, сумела их объединить единым настроением, единым колоритом и дать цветной кружевной занавес очень высокого художественного качества.

 
 
Борис Смирнов. Ваза «Танцующая пара». 1957. Ленинград. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / СС-717. Госкаталог: 4842039. Источник: goskatalog.ru
 
Борис Смирнов. Ваза «Танцующая пара». 1957. Ленинград. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / СС-717. Госкаталог: 4842039. Источник: goskatalog.ru

На выставке много и собственно современных вещей, не имеющих прямого отношения к старым народным традициям, например художественное стекло, представленное многими интересными произведениями, в частности работами Б. Смирнова.

 
 
Эллинор Пийпуу. Скульптура «Голова девушки». 1958. Таллинн. Чёрный клинкер. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2205. Госкаталог: 27535199. Источник: goskatalog.ru
 
Эллинор Пийпуу. Скульптура «Голова девушки». 1958. Таллинн. Чёрный клинкер. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2205. Госкаталог: 27535199. Источник: goskatalog.ru

Надо назвать очень интересную работу эстонской художницы Э. Пийпуу, сделанную из материала, никогда ранее не использовавшегося в искусстве – это клинкер, из которого обычно делают мостовые. И этот грубый чёрный клинкер художница сумела подать удивительно красиво, в благородном сочетании с зелёной глазурью. В результате получилась совершенно новая, современная работа, очень благородная, простая и сильная.

Выставка показала, что мы обладаем богатейшими возможностями в деле широкого развития художественных культур наших народов. Но в то же самое время экспонаты заставляют и задуматься над рядом проблем.

Из этих проблем (их можно было бы назвать много) мы намерены выделить только три основные. Все мы согласны, когда говорим об искусстве, что самый ценный объект искусства это человек. Это иногда давало основание говорить о том, что прикладное искусство, в котором человек мало отражается, не совсем «настоящее» искусство.

Мы не будем сейчас говорить о том, что прикладное искусство есть большое демократическое искусство. Об этом уже много и убедительно говорилось. Вопрос сейчас в том, как же отражается в нашем прикладном искусстве человек. Это вопрос очень важный, и на нём непременно нужно остановиться.

Где можно встретить образ человека в прикладном искусстве? Прежде всего, конечно, приходит на память керамика, замечательные греческие и китайские вазы, росписи майолики эпохи Возрождения, западноевропейский и русский фарфор. Есть образ человека и в тканях – китайские, иранские ткани, современные индийские ткани, поражающие нас всех тем умением, с каким индийские художники и мастера создают орнаменты с участием человеческой фигуры.

Учитывается ли этот опыт истории мирового прикладного искусства у нас, в нашей художественной промышленности, нашими художниками? С прискорбием приходится отмечать, что он почти не учитывается.

Что мы видим на нашем фарфоре? Цветочки и листочки – и по существу ничего больше, особенно когда речь идёт о массовой продукции. Самая благодарная область декоративного искусства для показа человека – малая декоративная скульптура, и та, оказывается, очень слабо отзывается на запрос показать человека.

 
 
Друзья, хочу вас познакомить со статьёй великого отечественного искусствоведа и инициатора возрождения народных художественных промыслов Александра Борисовича Салтыкова.-8
 

Для того чтобы было ясно, как обстоит дело, пойдёмте в музей керамики и

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Понедельник, 22 Апрель 2024
Вверх