Российская экспозиция на Всемирной выставке в Париже – грандиозный фурор 1900 года

Добавлено : Дата: в разделе: Интересное
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 85
  • Комментариев: 0
  • Печатать

Российская экспозиция на Всемирной выставке в Париже – грандиозный фурор 1900 года

26 мая 2023
997 прочитали

Французский министр промышленности и торговли Мильеран назвал российскую экспозицию на Всемирной Выставке 1900 года в Париже «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда». Как филигранный сплав искусства и технологий из России потряс иностранную публику и развеял стереотипы о нашей стране.

 
 
Французский министр промышленности и торговли Мильеран назвал российскую экспозицию на Всемирной Выставке 1900 года в Париже «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда».
 

Всемирная выставка 1900 года в Париже — грандиозный международный праздник прогресса и цивилизации, состоявшийся на рубеже двух веков. Французы готовились к нему долго и с размахом. Специально к этому событию были построены: Эйфелева башня, мост Александра III, новые дворцы, площади и вокзалы. 35 государств, одним из которых была Российская империя, создали на территории выставки национальные павильоны. Какие же достижения демонстрировала «лапотная», по мнению многих европейских обывателей, Россия? До этих пор для иностранцев традиционными российскими «атрибутами» были: тройки, берестяные туеса да медведи. Российская экспозиция, которую министр промышленности и торговли Мильеран назвал «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда», взорвала стереотипы и произвела настоящий фурор.

 
 
Русский павильон в Париже на Всемирной выставке 1900 года.
 
Русский павильон в Париже на Всемирной выставке 1900 года.

Топографическая карта Франции из драгоценных камней

В Компьеньском дворце во Франции хранится шедевр, вызвавший в свое время у посетителей парижской выставки бурю восторженных эмоций. Это — карта, представляющая собой мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы — красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.

 
 
Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.
 
Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Идея создания этой карты принадлежала директору Екатеринбургской гранильной фабрики Василию Васильевичу Мостовенко. Он посчитал, что вазы и подобные им изделия не смогут произвести должное впечатление на посетителей такого грандиозного форума, и предложил в качестве альтернативы изготовить карту Франции. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества одобрил предложение Мостовенко. На изготовление этого уникального экспоната потребовалось 25 месяцев напряженного труда всех работников Екатеринбургской гранильной фабрики. Изготовление карты велось в три смены практически без выходных. Но, по словам Мостовенко, рабочие не жаловались, поскольку они смогли значительно улучшить свое материальное положение, благодаря щедрой оплате сверхурочных часов.

Впечатляющий общий вид, уникальные самоцветы, аккуратнейшее исполнение вызывали восхищение у посетителей выставки на протяжении всего международного форума. Шедевр, оцененный французами в 6 млн. франков, был подарен Николаем II президенту Франции. Долгое время карта выставлялась в Лувре, а в настоящее время она находится в Компьенском дворце.

Каслинское чугунное кружево

Еще один уникальный экспонат, участвовавший в Парижской выставке, — ажурный павильон, изготовленный из литых чугунных деталей. Он послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Общая длина составляла примерно 10 м, а высота с ажурной решеткой — 5,8 м, занимаемая площадь — чуть больше 91 м. Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого. На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.

 
 
Скульптурная композиция "Россия" авторства Н.Лаверецкого.
 
Скульптурная композиция "Россия" авторства Н.Лаверецкого.

Проект павильона был разработан петербургским архитектором Баумгартеном. В барельефах, предложенных им, органично сплетались фантастические рыбы, звери, женщины-птицы, сказочные цветы.

Более полутора тысяч деталей этого уникального сооружения были отлиты лучшими мастерами Каслинского чугунолитейного завода. На барельефах они ставили личные клейма, что позволило ученым точно определить изготовителя каждого литого элемента. Павильон отправили в Париж в частично разобранном виде. Для сборки и обслуживания витрины в столицу Франции приехала группа заводских модельщиков и чеканщиков.

 
 
Каслинский павильон и его архитектор Баумгартен (справа) на выставке в Париже.
 
Каслинский павильон и его архитектор Баумгартен (справа) на выставке в Париже.

Во время посещения выставки Эмиль Лубе, исполнявший в то время обязанности президента Франции, был настолько впечатлен каслинским литьем, что предложил 2 миллиона рублей за все представленные чугунные изделия. Управляющий Кыштымскими заводами, к которым относился и Каслинский завод, поначалу согласился продать экспонаты — все, кроме скульптурной композиции «России». «Россия — не продается!» — стоял на своем П. М. Карпинский даже после того, как Лубе повысил цену. В итоге продажа чего бы то ни было в принципе не состоялась, и уникальная работа русских мастеров в своем изначальном виде (павильон и скульптурная композиция), заслуженно получив Гран-при, вернулась домой, где в 1921 году была пущена на переплавку, чтобы получить чугун на изготовление серийной продукции.

 
 
Восстановленный Каслинский павильон
 
Восстановленный Каслинский павильон

Каслинские мастера тогда приложили все усилия, чтобы спасти хотя бы часть литых элементов павильона. В результате уцелело примерно 40% разрозненных деталей. Позднее павильон был отреставрирован, или, можно сказать — воссоздан в Екатеринбурге по сохранившимся в архивах документам с использованием уцелевших элементов. Эти старания ученых и мастеров по достоинству оценила мировая общественность. В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции.

Панорама Транссибирской магистрали длиной 942 м

 

Большинство экспонатов российского сектора Всемирной Парижской выставки оставило у искушенной европейской публики неизгладимое впечатление. Одним из них была картина длиной 942 м, написанная акварелью Павлом Пясецким по заказу руководства строительством Сибирской железной дороги. Полотно создавалось из многочисленных видов Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Акварели наклеивались на тканевые ленты в определенной последовательности.

 
 
Панорама Павла Пясецкого
 
Панорама Павла Пясецкого

На выставке для просмотра движущейся панорамы был сооружен отдельный павильон. В нем находились три вагона — салон, спальный вагон и столовая. «Пассажиры» заходили в поезд, усаживались по местам и наблюдали панораму Транссиба через окна. Для имитации тряски вагонов во время движения использовались специальные устройства.

 
 
Панорама Павла Пясецкого
 
Панорама Павла Пясецкого

Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Быстрее всего — 300 м/минуту — двигалась ближняя лента, на которой были нарисованы песок и камни. Далее располагалась полоса с кустами, которая перемещалась со скоростью 120 м/минуту. Медленнее всего — 5 м/минуту — двигалось акварельное полотно длиной 105 м, на котором были изображены станции и разъезды, города, сменяемые набольшими поселками, леса и горы, эпизоды стройки Транссиба. Из вагона, предназначенного для выхода, посетители попадали в Китайский павильон.

 
 
Панорама Павла Пясецкого
 
Панорама Павла Пясецкого

Этот удивительный экспонат получил Большую Золотую медаль, а ее автор, поразивший посетителей выставки талантом и фантастической работоспособностью, — орден французского Почетного легиона.

Панораму Транссибирской магистрали, как и многие российские экспонаты легендарной Парижской выставки, после революции 1917 года ожидали долгие годы забвения. Но, к счастью, «Виды Транссибирской магистрали» были сохранены и отреставрированы. Сегодня 10 рулонов высотой примерно 50 см и длиной от 54 м до 133 м хранятся в фондах Эрмитажа, а также созданы их оцифрованные копии и выпущена книга с иллюстрациями «Сибирский путь Павла Пясецкого».

Коллекция старинных русских костюмов Натальи Шабельской

Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг, с дочерьми за годы упорной и кропотливой работы собрала уникальную коллекцию старинных русских костюмов: городских, сельских, старообрядческих, купеческих. В ней были представлены всевозможные головные уборы, образцы тканей, кружева, вышивки, пряничные доски и игрушки. С середины 90-х годов началась фотофиксация коллекционных предметов одежды и их сопровождение выкройками.

 
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

В России коллекция размещалась в частном московском «Музее Старины», под который была отведена часть площади особняка Шабельских на углу Бронной и Садовой улиц. К восстановлению и классификации экспонатов, привезенных из различных губерний необъятной России, Шабельская применяла научный подход. Каждую выставочную единицу сопровождало описание с указанием губернии, а иногда уезда, в котором бытовала эта вещь.

 
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской
 
Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

 

Красота российской старины пленила жителей и гостей французской столицы. Для усиления эффекта коллекцию решили улучшить. Так, среди исторически достоверных костюмов появились парчовые и шелковые сарафаны, удивительные головные уборы «под кокошники», созданные в мастерской Шабельской. Меховые воротники из лисы с застежкой сзади и головные уборы с понизью, закрывавшей брови, показанные в Париже, в реальном обиходе также не присутствовали. В рамках экспозиции были представлены эффектные фотографии женских костюмных комплексов.

___

Французская печать дружно отметила, что Всемирная Парижская выставка стала триумфом российской промышленности и культуры. Фантастический итог этого международного форума, состоявшегося на стыке двух веков: экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов. https://dzen.ru/a/ZG4ZISCRfSakM5Qy

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Суббота, 13 Апрель 2024
Вверх