Ковер - шпалера – гобелен – таписсерия. Исторические гобелены Наталии Озерной.

Добавлено : Дата: в разделе: Статьи
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 879
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

Ковер – шпалера – гобелен – очень древние предметы декоративно – прикладного искусства, имеющие утилитарное назначение и изготовленные на специальном ткацком станке. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. 

В гробницах фараонов было найдено несколько фрагментов одежды, выполненных в этой технике. Писатели античного времени довольно часто упоминают о превосходных ассирийских и вавилонских предметах ручного ткачества с вытканным рисунком. Древнейшими артефактами ручного ткачества, дошедшими до наших дней, являются коптские ткани из египетских захоронений III-XII веков. Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж. Самые древние из образцов ручного ткачества, найденные в Южной Америке, имеют возраст более четырех тысяч лет. Выполнение гобеленов продолжало процветать и в западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры. Известно, что искусство ручного ткачества было завезено в Европу с Востока в период крестовых походов. Сюжетами первых европейских шпалер были библейские и исторические. Старейшая в Европе шпалера с изображением различных животных была создана в районе Рейна в десятом веке. Позднее в XIV – XVI вв. в эпоху золотого века ковроткачества Азербайджана ковры местного производства начинают попадать в европейские страны. Таким образом, выдающиеся европейские художники имели возможность запечатлеть знаменитые азербайджанские ковры в своих произведениях (Ганс Мемлинг, Ганс Гольбейн, Антонелло ди Мессина и др.). Термин «гобелен» появился в 17 веке во Франции от имени владельца ткацкой фабрики. В словаре Брокгауза и Эфрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Если вы употребите термин «гобелен» во Франции, вас не поймут. В Европе это искусство называется таписсерией. Кстати, на известной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» за спинами Христа и его учеников — таписсерия. Многие знаменитые художники создавали эскизы для шпалер и гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии «Деяния апостолов». Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению гобеленами ее парижского дворца на тему «История Константина». К сожалению, начиная с «Деяний Апостолов» Рафаэля, шпалеры полностью подчиняются живописи, теряя свою декоративность.

2

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-

прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как

Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Анри Матисс, Хуан Миро, Жан Люрса и др. И сегодня таписсерии украшает европейские дворцы:

недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства «От викингов до наших дней».

В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на пять лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Материалы и красители привозились из-за границы.

Большую роль в становлении мануфактуры сыграли французские мастера. В 1720 году под их руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве, по сей день хранящаяся в Эрмитаже. Известно, что лучшие гобелены делали те мастера, которые сочетали в себе таланты и художника, и ткача. Кроме того, это искусство требует колоссального терпения и опыта. По сути, хороший ткач – это живописец-творец, использующий вместо красок шелковые нити. Сегодня под термином «гобелен» понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. В наше время таким мастером ручного ткачества является Озерная Наталия Павловна. Окончив Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строганова), отделение художественного текстиля, до перестройки она много лет работала художником в мастерских комбината прикладного искусства. Можно сказать, что на долгом творческом пути ей пришлось пройти все этапы шпалерного искусства – от пейзажных романтических гобеленов, натюрмортов, портретов до разработки сюжетов исторического характера. Не идя на поводу у нашего прагматичного времени, она самостоятельно выбирает тему, создает эскизы, выполняет композиции в трудоемкой технике ручного ткачества, продолжая развивать традиционную ветвь мирового сюжетного гобелена. Отличительная особенность современного гобелена – эстетически активная роль самого текстильного материала, многообразие техник ткачества. Рукотворность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена придают ему сильный эмоциональный акцент в интерьере.

Озерная Наталия Павловна – одна из немногих современных художников ручного ткачества, работающих в жанре исторического и православного гобелена.

Таким образом, художница вывела искусство гобелена из сугубо домашнего обихода на уровень большого искусства, используя в сюжетах исторические и православные темы: ( А.В. Суворов, адмирал Федор Ушаков, святой преподобный Сергий Радонежский, святой князь Владимир, святой князь Александр Невский, святые просветители Кирилл и Мефодий, Покров Пресвятой Богородицы, Андрей Рублев и Даниил Черный, Иван Сусанин, фельдмаршал Кутузов, композитор Свиридов, Весна 1945 года, Завет княгини Ольги и др.). Это не только уникальные украшения для интерьера, но и сугубо авторские произведения.

В 2008 году на выставке «Православная миниатюра. Истоки и традиции», где художница принимала участие, внимание посетителей привлекли ее мини- гобелены, выполненные в смешанной технике ручного ткачества, на которых были изображены архитектурные композиции православных монастырей.

Озерная Н. П. – член Московского союза художников, Творческого союза профессиональных художников, Международного художественного фонда, участница многочисленных выставок с 1972 года и основной экспонент благотворительных выставок «Благословенно воинство». В великолепном Петровском зале Академии Генштаба МО РФ, где экспонировалась первая выставка, масштабные гобелены с изображением русских воинов-героев поразили и генералитет. Произведения Наталии Озерной не имеют аналогов в этом виде искусства и вызывают большой интерес средств массовой информации.

3

Работы художницы находятся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Храма Христа Спасителя, в Александровском художественном музее, Союзе художников России и частных коллекциях.

Озерная Н.П. является Почётным членом Академии гуманитарных нayк, а также Действительным членом Православной русской академии наук и культур (ПРА).

Галина Мягкова.

Вверх