Рецензия на работы Олега Галатина

Добавлено : Дата: в разделе: Статьи
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 610
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

В наши дни резьба по камню - удел буквально считанного числа камнерезов.
В их ряду особняком стоит замечательный глиптик Олег Галатин — художник от природы, с изначальным чувством прекрасного.
Сюжеты и героев своих работ Галатин берет из Библии, сказов и из самой жизни. Он всегда самостоятелен в художественной передаче образа и старается найти в лицах исторических персонажей, героев легенд и современных знаменитостей что-то новое и ,главное, достоверное. И благодаря этому воплотить в камне многое — от элементов психологической выразительности до чисто декоративных решений.
Ранние работы, преимущественно камеи, выполнены из самоцветов халцедонового семейства: сердолика, сардера, сардоникса и, чаще всего, агата. Колористические особенности халцедонов вкупе с оригинальностью их цвета и рисунка позволили художнику создать яркую и талантливую «живопись в камне».
Особенно удачны женские портреты с передачей потаенных «биоритмов»,доносящие до зрителя неясные , трепетные движения женской души. В «каменных» образах часто проглядывает некая недосказанность, затаенность чувства, граничащая с таинственностью, загадочностью. В тоже время художник избегаяет чрезмерной напряженности. Порывистости и, если угодно, модной для современного искусства экзальтированности. Присутствие уравновешенности. Конструктивной статики дает возможность зрителю, сопкойно созерцать портрет.
Складывается ощущение, что Галатин испытывает неуемное желание прикоснуться ко всему красивому, чувственному, изысканному, что встречается ему в жизни, и создать столь законченное произведение, в котором, кажется, готов раствориться он сам. Создавая портреты, художник словно балансирует на грани фола — между виртуальным и материальным миром, предлагая свой особый психологический «ключ» видения красоты.
Многие из женских портретов на топазе затем воплощались в серьги и кулоны. На парных вставках изображения Галатина неповторимы: женские портреты отличаются на каждой из двух серег. Скажем, в гарнитуре «Лесная песня» на одной серьге вырезан женский портрет, а на другой — мужской. А в «Невостребованных цветах» (кулон и серьги из аквамарина ) художник и вовсе оригинален: непохожи все три портрета.
Особое внимание художник уделяет краям изделия, покрывая его по периметру многочисленными мелкими гранями. Возникающий оптический эффект придает персонажу придает персонажу сказочный светоносный нимб, словно возносит его в пространстве. Ограненная периферия к тому же выполняет роль орнаментальной оправы, делающей нецелесообразным использование любой иной. Особой точности в форме, размере и порядке расположения мелких граней художник не соблюдает. Единственное к чему он стремится — сохранить красоту и добиться минимальной потери веса камня при обработке.
Из мужских портретов на топазе запоминаются «Тарас Шевченко», «Фредерик Шопен» и , особенно, выполненная сравнительно недавно, «станковая» инталия «Моисей».
Выразительны иконы Божьей Материна топазах: Казанской, Владимирской, Почаевской. Для художника христианская церковь — живая школа познания жизни во Христе, с ее гуманистическими традициями и несметным духовными богатством.
В творчестве Галатина, как и у других подлинных мастеров, наступает момент, когда привычные формы и материал становятся тесными, сковывающими. Так сравнительно недавно он создал «яшмовую» серию, состоящую из двенадцати камей с портретами знаменитых деятелей русской культуры. Камеи одинаковы по форме, размерам и материалу — это зеленых тонов калканская яшма. Они задуманы как обращение к современникам м грядущим поколениям, как проповедь нравственного обновления общества «через предков». Ведь герои — Калита, Пушкин, Чайковский, Толстой, Есенин и другие — вызвают у зрителя не только гордость за соотечественников, но и самые высокие нравственные чувства. Создавая своих героев — «апостолов» духа — художник сумел донести до зрителя нечто важное, неповторимо индивидуальное в каждом из них.
Еще одна серия работ, начатая художником в 2000 году — памятные медали, посвященные историческим лицам и знаменитым датам в истории России.
«Я выбрал металл не случайно — говорит художник — а ведь изделия из камня не могут тиражироваться, разойтись по миру, а из металла — могут». Традиция исполнения портретов в металле, заложена греками и римлянами в I тыс. до н.э. - речь идет о электровых, золотых и позже , серебряных монетах-ауреусах — дошла до наших дней...
В изобразительных решениях Галатина одновременно и традиционен, самостоятелен и оригинален: привержен к обобщению, условности, символической значимости. Он отказывается от использования традиционных металлов и обращается к весьма редким «новейшим»: танталу, ниобию, цирконию, титану...
Работы художника хранятся в Эрмитаже г.Санкт-Петербурга, Оружейной палате Московского Кремля, Историческом музее Москвы, Муниципальном музее Флоренци, Минералогическом музее имени В.И. Вернадского, Национальном банке Украины и других, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. И во всех геммах и медалях незримо присутствует еще один персонаж — сам художник. Точнее, его выразительное мироощущение, тонкое видение прекрасного, умение через камень передать сокровенное — то, о чем не рассказать словами, даже если, как говорится «кричма кричать».

Валерий Беникович Сейранян, доктор геолого-минералогических наук.

Вверх