Нож, как произведение декоративно – прикладного искусства.

Добавлено : Дата: в разделе: Статьи
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 766
  • Комментариев: 0
  • Печатать

Нож, как произведение декоративно – прикладного искусства.

 

 

 

Нож, как произведение декоративно – прикладного искусства. И не являются - ли все-таки украшения – гравировка и т.д.- видоизмененным в ходе истории следами рисунков, наносимых на оружие и имевших «прикладное значение –не хочу использовать слово магия, но оно сюда просится.

 

Что же такое нож, оружие или инструмент, и кто он, друг или враг? И когда он что, и когда он кто? И зачем ему быть, и нужно ли вообще ему быть произведением искусства?

 

Наверное, не стоит рассматривать правомерность постановки таких вопросов – они существуют, и задачи данной статьи постараться по возможности достаточно объективно ответить на них.

 

Итак, если исключить деление ножей по признакам их происхождения, назначения, применения и так далее, то остается и рассматривается аспект декора, рейтинга их художественного достоинства, если таковое имеется, и все ножи, имеющие склонность к самолюбованию, определяются как художественные. А, определив их таким образом, попытаемся понять, чем же один из них отличается от другого.

 

Принято утверждать, что заводской или ручной работы нож с нанесенным на него орнаментом, или каким бы то ни было изображением называется украшенным или художественно оформленным, что ни в коем случае не предполагает рассматривать его как произведение искусства.  Понятие искусства и произведение искусства - очень сложные философские понятия, до сих пор не имеющие четких критериев, а рамки этой статьи не позволяют сколько-нибудь серьезно говорить на эту тему. По-видимому, если предлагается на рассмотрение нож с высокохудожественным декором или изображением - его можно отнести к произведению искусства, но при этом безусловно необходим определенный уровень подготовки, так как рассматривается не только нож, но и произведение искусства, то есть требуются разносторонние знания, опыт в различных областях оружиеведения.

 

У нас в стране изучение такого оружия возможно. В первую очередь, конечно в музеях - это Оружейная Палата Московского Кремля, Государственный Исторический Музей, а также, в фондах этих музеев (на что требуется специальное разрешение). Изучение оружия в других музеях Москвы, Петербурга, Тулы, и других городах. Поездки в знаменитый Златоуст, Кубачи, общение с туляками, ижевчанами мастерами и художникам, сюда же необходимо включить существующую литературу, все это позволит правильно ориентироваться при определении оружия как произведения искусства. Как говорят в народе, «набить глаз». К сожалению, у нас нет возможности получить где-нибудь соответствующее образование. Тем не менее, в стране есть специалисты самого высокого уровня. Поэтому при серьезном подходе проблема с определением ножа как произведения искусства решается. Однако приобретение ножа заключается не столько в оценки его специалистом, сколько в собственном ощущении некой связи с предлагаемым ножом. И дело тут вот в чем. 

 

Начиная от первых наскальных рисунков и по сей день, художники, творя, переносят свою любовь, мысль, волю, желания и надежду в создаваемые ими вещи, давая жизнь, характер, задавая им судьбу, тем самым, предопределяя их взаимоотношения с окружающим миром. То есть этот предмет становится носителем художественного образа, наделенного определенным характером, выполняющим какую-то задачу. Однако, при этом мы должны учитывать, что все это можно рассматривать только, соглашаясь и признавая наличие мира, где действуют талисманы и обереги, мира, где произносят молитвы и заклинания, мира невидимого, но в который верят и который существует, и только тогда есть смысл рассматривать нашу тему. Известно из рассказов очевидцев, публикаций и многих других источников, а кто-то и сам сталкивался с проявлением действий некой силы, таким странным образом существующей в жизни. И это, безусловно, имеет прямое, более чем серьезное отношение к оружию, а наша задача постараться рассмотреть этот вопрос.

 

Известно, что, как был ни бы красив нож, изготовленный машинным способом, как бы ни восторгали нас его прекрасные линии, и как бы удобно ни ложилась рукоять в ладонь – он пока пуст. Что имеется в виду? Никого не надо убеждать в том, что нож, сработанный руками человека, лучше, мы так и говорим: «ручная работа». И никому не надо доказывать, какой из них лучше, а какой хуже. Так в чем же все-таки разница?

 

Считается что вы, приобретая его, покупаете просто вещь, вашим другом он станет еще не скоро, всякий знает, что к купленной вещи надо еще «привыкнуть», ее еще надо «наполнить» собой. И совсем другое дело нож ручной работы, да еще с нанесенным на нем декором. С таким ножом осталось просто познакомиться. Это потому что он уже заряжен руками кузнеца, мастера, художника. Заряжен их теплом, их настроением, их пожеланиями, а главное -  их добром и любовью, хотя тут тоже много всяких вариантов, понятно, что люди, делавшие нож очень разные, но не будем говорить о плохом. Нормальный, здоровый человек сможет сделать нож или правильно выбрать тот, который ему нужен. Давайте смоделируем, самый удачный способ с нашей точки зрения, процесс приобретения ножа.

 

Итак, подойдите к прилавку, присмотритесь к ножам, посмотрите, как они лежат и, хотя они все прекрасны, но ваш взгляд все равно остановится на «ваших» ножах. Их - то вы и попросите у продавца показать вам, переберите, повертите в руках, почувствуйте, они все сделаны под «вас», они «ваши», а если вы не можете купить все, закройте глаза или посмотрите в сторону, чтобы глаза не мешали рукам, а ваши руки найдут, и нож сам ляжет вам в ладонь. Время покажет, ошиблись вы или нет. Так в чем же дело? Почему мы часто так поступаем, полагаясь на волю, казалось-бы случая?

 

Итак, когда мы говорим о программах, то понимаем это как некую установку на последовательное действие, то есть, можно сказать, кто-то что–то зарядил, и теперь «это» начнет работать в нужное время, в нужном направлении и с определенной задачей. Собственно, надо полагать, что такие программы и существуют в оберегах, талисманах, заговорёнках и так далее, что же касается молитв, заклинаний, мы их рассматривать не будем, поскольку это относится к устному действию, наша же задача - рассмотрение материальных предметов: оружия, в частности, ножей. Как же и кем программа вносится или устанавливается?

 

Во-первых, конечно, кузнец. Это племя особое. Начиная от хромоногого Гефеста, и по сей день с кузнецом так просто не поговоришь. Вспомните, как ковался щит Ахиллеса, это ведь только благодаря его матери он и появился на свет. Конечно, говорить о том, что кузнец сознательно программирует клинок не стоит, хотя и это возможно. И боевые и режущие свойства клинка (если не считать квалитет кузнеца, его знания и профессиональную подготовку) зависят от его настроения, здоровья, характера. Мы вполне можем допустить, что как зачатие детей, так и рождение клинка под руками кузнеца требует не только любви, но и определенного состояния души и здоровья. Главное все-таки моральный аспект, его нравственная составляющая. И не будем забывать, что также, как и везде в жизни, так и в нашем случае, клинок будет похож на кузнеца, как ребенок на отца. И какие родители, и такие же дети.

 

Колдун, как известно из сказок, книг и фильмов, человек очень нехороший. Мы знаем, что он зачем-то что-то чертит, рисует, при этом еще и бормочет, короче, колдует. Но, если отбросить бормотание (о чем мы с вами выше договорились) и его плохой характер (он нам не нужен), можно смело привлечь его к отделке оружия, в качестве программиста. Правда, такое оружие может и не быть произведением декоративно–прикладного искусства, но зато там будет очень хорошая для нас с вами установка, рейтинг колдуна как специалиста по чудесам давно известен миру. Кстати, если вернуться к наскальным росписям, в пещерах Фон-де-Гом в южной Франции есть росписи, выполненные первобытными художниками в эпоху палеолита с программой на удачную охоту, и которые признаны современными специалистами произведениями искусства.

 

Художник, как известно, человек очень хороший, и по определению создает произведения искусства. Однако, настоящий художник - творец, а творчество всегда тайна, поэтому он не всегда понимает, что делает, и, следовательно, его тоже можно привлечь к отделке оружия, с учетом качества программ, так или иначе заложенных им в оружие.

 

Хорошо, когда оружие создает художник–оружейник, знающий законы, по которым строится оружие, и знающий правила построения изображений на нем. 

 

Идеальный вариант, когда художник-оружейник (назовем его, зодчий оружия) знает, умеет и работает с включенным «оружейным» подсознанием (при условии, что оно у него есть). Как в народе говорят: «оружейник от Бога».

 

Обратите внимание, как мы перескакиваем с одного на другое, это и понятно: магия и искусство суть одного, кстати, всегда для управления даже народами привлекалось искусство и художники. Начиная от икон и кончая портретами президентов, художники создавали поддержку или оппозицию, непонятным образом влияя на людей. Искусство возникло и развивалось, как потребность человечества получить дополнительные возможности в реализации своих планов. Так почему это вдруг люди стали носить бусы и серьги, зачем они стали украшать мечи и ножи, копья и стрелы?

 

Трудно представить первого человека, намазавшего земляной краской на стене пещеры свой первый рисунок, и его соплеменников, замерших от восторга и красоты содеянного. Тогда ритуальные рисунки, изображения, знаки, символы удовлетворяли отнюдь не духовные потребности населения, а служили единственной цели – выжить. Да и сейчас на ружьях или ножах рисуют почему-то не балалайки с фортопьянами, (хотя в последнее время и появились изображения любимых авто, женщин и т.д.). Безусловно, шел очень жесткий отбор изображений на оружии. За тысячелетия было просеяно большое количество символов, знаков, и тот, кто делал оружие, замечал, что с этим знаком на копье почему-то больше сопутствует удача на охоте, а при другом знаке меньше, зато в бою с соседями хозяин копья пострадал меньше чем другие, а врагов уничтожил больше. И его соплеменники, глядя на счастливого обладателя такого оружия, повторяли декор на своем копье. Конечно, эволюция - дело не одного дня, и передавались эти знания от столетия к столетию, от поколения к поколению, и пропадали, и снова возрождались, и, как всякая полезная информация, представляли «государственную» тайну, которой владело племя и в самом племени избранный, как сейчас говорят, производитель оружия.

 

Таким образом, можно прийти к выводу, что декор на оружии в своем изначальном значении появился не оттого, что первобытному человеку делать было совсем нечего, и он, испросив разрешения у вождя племени, решил создать кружок по художественной отделке оружия. Не надо забывать, что объем знаний первобытного человека был достаточно большим и необходимым, ведь им приходилось выживать в очень трудных условиях, и они выжили, судя потому, что мы с вами есть, просто их знания были совсем другие, и нам трудно понять их, да и сами знания забыты и утеряны. Видимо, только генетическая память еще как-то держит их и в какое-то время, из подсознания выдавая их обладателю. И, коли мы говорим не о прялках с плошками, а об оружии, то можно себе представить, насколько важно точно следовать канонам прошлого, изучать существующее и осторожно вводить новое.

 

Конечно, от первых зарубок на копье до современного декора на ноже или ружье дистанция велика, и, тем не менее, оружие есть оружие, и оно работает, и так же опасно, как и раньше, поэтому грамотная отделка оружия так же важна сегодня, как и тысячи лет назад. Безусловно, за тысячелетия отделка оружия усложнилась невероятно, и сам декор, и изображения, однако смысл так или иначе - остался тем же что и был. В любом декоре, изображении зашифровывается программа на безопасность, удачную, охоту, победу и т.д. К сожалению, язык символов утерян и только считанное количество специалистов могут прочитать изображенное на ноже.

 

На этой грустной ноте можно было бы и закончить статью, но не упомянуть об авторском художественном оружии никак нельзя. Конечно, мы знаем много великолепного оружия необыкновенной красоты. И разглядывая, узоры на клинке или резную рукоять говорим, что это произведение искусства. Правильно - это узоры и резная рукоять произведение искусства, а само оружие здесь не причем, в нашем случае художники нанесли эти узоры на оружие, а они могли бы нанести их куда угодно. Тогда причем же здесь оружие? Тогда не оружие предмет искусства, а то что на нем изображено.

 

Дело в том, что, говоря о ножах как о произведениях искусства надо понимать, что мы имеем в виду не только декор или изображение на нем, а весь нож в целом, с ножнами, и всем остальным, что художник включил в свое понятие ножа. Ну, например, если мы приделаем к клинку уже существующие произведение искусства - это может быть удобная для хвата скульптурка, фигурка человека или животного, то мы и получим нож, состоящий из клинка и рукояти, которая являлась произведением искусства, так как, приделав к клинку, мы испортили ее. Или, нам достался уникальный потрясающий клинок и «местный умелец» искренне желая сделать как можно лучше сделал как… . И, наоборот, художник - оружейник создавая (не производя, не изготавливая, а именно создавая) нож, исходит из единого художественного образа в который входят все составляющие. И этот художественный образ – нож и будет называться авторским художественным оружием и наверняка его признают произведением искусства. А кроме этого если мы с вами говорим о программах, зашифрованных в орнаменте или изображениях, то в авторском художественном оружии весь нож сам по себе является программой, талисманом или оберегом.

 

Но и это еще не все. Все знают, что заводы или мастерские, которые, выполняя и перевыполняя государственные и собственные производственные планы, взяв за образец авторскую работу, очень много раз, повторяют ее. Ну и что, если мы говорим, что картина В.Перова «Охотники на привале» произведение искусства, то никто же не будет утверждать, что этикетка, с репродукцией этой картины, на бутылке водки тоже произведение искусства, это всего-навсего копия. Причем, копия чисто внешняя, и как бы тщательно она ни была изготовлена, рассуждать о том, что она чем-то наполнена, не приходиться. Обладателю такого ножа, если он признает сакральную часть в оружии, надо понимать, что он имеет. Кстати, до революции, русские офицеры при получении кортиков освящали их в храме. Можно задуматься, зачем они это делали, откуда появилась эта традиция. Конечно, есть художники и на заводах, и в мастерских только их труд, их творчество принадлежит не им, а тому, где они работают. К тому же закон об авторских правах утверждает, что юридическое лицо не может называть себя автором. Стало быть, авторское художественное оружие удел одиночек, так называемых свободных художников

 

Впрочем, кто из вас встречал, чтобы волшебники и добрые колдуны работали на заводе?

 

Тема, затронутая в статье огромная и чрезвычайна сложная, очень редко встретишь специалиста в этой области, она вообще мало кому известная, мало кому интересна - ее нельзя потрогать руками, и если кто-то принимает ее сразу, то другие отрицают полностью, как и все вопросы, связанные с вопросами веры. Дискуссировать по этому поводу бесполезно. Темы веры и искусства не относятся к категории материальных - их нельзя доказывать, как теоремы. Этому либо верят, либо нет. Есть еще один ракурс – практическое применение знаний такого плана не так безобидно, как кажется вообще, а в оружии - особо.

 

В этой статье не ставилась цель изложить эту тему как-то полно, обобщить ее, нет, эта точка зрения художника, его взгляд, опыт работы над созданием авторского художественного оружия.

 

 

 

Тимофеев В.В.

 

23.06.2003.

 

 

 

b2ap3_thumbnail_00001_20220105-172804_1.jpg

0. «Весна» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1997г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Работа по камню – Ибрагимов Ф. Дамаск, мельхиор, моховой агат. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00002_20220105-172806_1.jpg

 

1. «Корона» Автор - В. Тимофеев, Москва, 2000г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, замша. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00003_20220105-172807_1.jpg

 

2. «Снежинка» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, мех, сапфиры. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00004_20220105-172808_1.jpg

 

3.«Румата» Автор - В. Тимофеев, Москва, 2004г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, черное дерево, янтарь. Ковка, монтировка, пайка, гравировка.

b2ap3_thumbnail_00005_20220105-172810_1.jpg

 

4.«Рыбка» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1997г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор, черное дерево, кость мамонта, сердолик. Ковка, монтировка, пайка, гравировка.

b2ap3_thumbnail_00006_20220105-172812_1.jpg

5.«Тантушка» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1996г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор, черное дерево. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00007_20220105-172813_1.jpg

6.  «Балтия» Автор - В. Тимофеев, Москва, 2001г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, кость мамонта, янтарь. Ковка, монтировка, пайка, обработка янтаря.

b2ap3_thumbnail_00008_20220105-172815_1.jpg

 

7. «Восток» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1996г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, гранат, перламутр, кость мамонта. Ковка, монтировка, огранка, резьба,пайка.

b2ap3_thumbnail_00009_20220105-172817_1.jpg

 

8. «Грабитель» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, кость мамонта, перламутр, гранат. Ковка, монтировка, огранка, пайка.

b2ap3_thumbnail_00010_20220105-172819_1.jpg

9.«Жемчужина» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1996г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор, черное дерево, жемчуг. Ковка, монтировка, пайка.

b2ap3_thumbnail_00011_20220105-172821_1.jpg

10. «Зима» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1997г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Работа по камню – Ибрагимов Ф. Дамаск, мельхиор, моховой агат. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00012_20220105-172822_1.jpg

 

11.«Зимнее утро» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1997г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Работа по камню – Ибрагимов Ф. Дамаск, мельхиор, моховой агат. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00013_20220105-172823_1.jpg

 

12.«Клык» Автор - В. Тимофеев, Москва, 2000г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, когти, шкура зверя. Ковка, сложная ювелирная техника.

b2ap3_thumbnail_00014_20220105-172825_1.jpg

 

13.«Лилия» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1997г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, гранат, перламутр. Ковка, монтировка, огранка, резьба,пайка.

b2ap3_thumbnail_00015_20220105-172826_1.jpg

14.«Непогода» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1998г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, кость мамонта, янтарь. Ковка, монтировка, пайка.

b2ap3_thumbnail_00016_20220105-172827_1.jpg

 

15.«Поле» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1995г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор, черное дерево, гранат. Ковка, монтировка, пайка, всечка.

b2ap3_thumbnail_00017_20220105-172828_1.jpg

 

16.«Поток» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1998г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, гранат, кость мамонта. Ковка, монтировка, резьба, пайка.

b2ap3_thumbnail_00018_20220105-172829_1.jpg

17.«Принцесса» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор. Ковка, монтировка, пайка.

b2ap3_thumbnail_00019_20220105-172830_1.jpg

18.«Риф» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, раковина. Ковка, монтировка, пайка.

b2ap3_thumbnail_00020_20220105-172831_1.jpg

19.«Тантушка с цветком» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, кость мамонта, перламутр, гранат. Ковка, монтировка, пайка, гравировка.

 b2ap3_thumbnail_00021_20220105-172833_1.jpg

20.«Чебурашка» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, черное дерево, янтарь, кость мамонта. Ковка, монтировка, пайка, гравировка.

b2ap3_thumbnail_00022_20220105-172834_1.jpg

21.«Шишка» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1996г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, мельхиор, дерево, сердолик. Ковка, монтировка, пайка, всечка, гравировка.

b2ap3_thumbnail_00023_20220105-172834_1.jpg

22.«Эллинг» Автор - В. Тимофеев, Москва, 1999г. «Валентинка» (нож-подвеска) Клинок изготовлен автором из стали Курбатова А. Дамаск, белый металл, янтарь. Ковка, монтировка, пайка.

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Понедельник, 22 Апрель 2024
Вверх