Наряд, в который входят колчан и налучье, был преподнесен Екатерине II от хана крымских татар, а сама она подарила саблю графу Орлову

Впервые Государственный Эрмитаж представляет за пределами своего музея сокровища из коллекции императорских драгоценностей. В экспозиции центра «Эрмитаж-Казань» в Казанском кремле — принадлежавшие Петру I, Екатерине II, Елизавете Петровне, Николаю I и другим русским царям уникальные ювелирные изделия. О них «БИЗНЕС Online» рассказала руководитель центра Ольга Пиульская.

b2ap3_thumbnail_1_20181030-155949_1.jpg

ЗОЛОТАЯ ТАБАКЕРКА И ЖАЛОВАННЫЙ ПОРТРЕТ ПЕТРА I

«Государственный Эрмитаж очень редко представляет на выставках вне музея произведения ювелирного искусства из своей знаменитой галереи драгоценностей, – говорит руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская. – Но казанцам повезло: в первом представительстве Эрмитажа в России экспонируются драгоценности из императорской сокровищницы».

Мы стоим в зале, где разместилась экспозиция, и дух захватывает от сверкания бриллиантов и блеска золота… Ольга Иосифовна рассказала, что коллекция драгоценностей составляла раздел в Кунсткамере – первом российском музее, основанном Петром I. Он был первым российским царем, совершившим путешествие по странам Европы, целью поездки было знакомство с государственным укладом государств, установление контактов, посещение придворных собраний. Из Дрездена он привез золотую табакерку, украшенную алмазами и эмалью. Ее подарил царю саксонский курфюрст Август Сильный. Ориентируясь на европейскую манеру поведения, Петр I сам пользовался этой табакеркой, которая стала «музейным» предметом после смерти царя и хранилась в Кунсткамере. 

Дорогие табакерки часто служили императорской наградой, знаком отличия для подданных. Вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств. Развивалось табакерочное производство, табакерка стала своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден.

b2ap3_thumbnail_2_20181030-155950_1.jpg

Есть в экспозиции и табакерка, заказанная Екатериной II в подарок своему фавориту Семену Зоричу, с монограммой «Е II» и «З». Под крышкой помещены изображения с символами Веры, Надежды, Преданности.

Золотую табакерку с вензелем Александра I с поучительной надписью на греческом «Любите добро и добрых, ненавидьте зло и презирайте злых» Николай II с супругой подарили великому князю Алексею Александровичу на Рождество. Внутри была вложена записка: «Милому дяде Алексею от Аликс и Ники. Елка». 

В царской сокровищнице хранились дипломатические подарки, раритеты, значимые ценности, отражавшие контакты России. В зале представлена и табакерка с портретами короля Франции Людовика XV и его супруги Марии Лещинской, преподнесенная жене князя Бориса Куракина, русского посланника при французском дворе.

b2ap3_thumbnail_3_20181030-155951_1.jpg

Часто иностранных посланников и русских вельмож награждали жалованными портретами государей, поскольку орденская система не была полностью разработана. 

Получить такой дар считалось особой честью, так император отмечал преданность и благородное служение России», На выставке – один из таких жалованных портретов Петра I, обрамленный крупными бриллиантами, с тяжелой золотой цепью, подаренный С.Г. Нарышкину, сподвижнику царя, видному деятелю петровской эпохи.

b2ap3_thumbnail_4_20181030-155952_1.jpg

ЧАСЫ ФАБЕРЖЕ И ДАРЫ ОТ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА

В экспозиции есть часы конца XIX века из серебра на ониксовой подставке. Царская семья заказала их в мастерской Фаберже – на серебряную свадьбу Александра III и Марии Федоровны. Все дарители прописаны на оборотной стороне часов. Государственному Эрмитажу их подарил в 2014 году на 250-летие музея президент России Владимир Путин.

На выставке представлены еще одни редкие часы-луковка на шатлене из золота с заводным ключиком и печатями-инталиями, часовой механизм которых сделан из дерева. Это был весьма популярный жалованный предмет в XVIII веке. 

В одной витрине с необыкновенными часами – чаша китайской работы с золотой крышкой, украшенной бриллиантами и серебряными накладками в виде корон. Это дипломатический подарок императрице Анне Иоанновне, продолжившей приобретение ценных предметов для дворцовой кладовой.

b2ap3_thumbnail_5_20181030-155953_1.jpg

Дочь Петра I Елизавета Петровна упрочила связи России с европейскими и восточными странами. При ней состоялся обмен посольствами и памятными подарками. Элегантное ручное золотое зеркало, декорированное алмазами, бриллиантами и рубинами, – дар турецкого султана Османа III. Зеркало выполнено европейскими златокузнецами. В дворцовые кладовые оно было передано по письменному распоряжению императрицы. 

Кроме чисто женских, как это зеркальце, подарков, императрицы получали и другие, столь же красивые вещи. Так, Екатерине II подарили великолепную шпагу. Теплый цвет резной янтарной рукояти и гарды, обрамление чеканной золотой отделкой, создают впечатление изящности и изысканности.


b2ap3_thumbnail_6_20181030-155954_1.jpg

Парадную саблю, которая рядом в витрине, уже сама Екатерина подарила графу Алексею Орлову-Чесменскому. Рукоятка сабли украшена золотыми накладками в виде букетов, медальоном с вензелем императрицы и множеством чередующихся бриллиантов, рубинов, гранатов. Автор сабли из цеха иностранных ювелиров Петербурга оставил свою подпись на изделии – Иоахим Хассельгрен

Памятники искусства, сохранившиеся в коллекции драгоценностей, показывают широкий спектр исторических событий, межгосударственных и личных контактов. Драгоценные камни и изделия с ними часто являлись платой за решение дипломатических конфликтов. По завершении русско-турецких войн и присоединения к России Крыма Екатерине II для ее внука был преподнесен от хана крымских татар наряд, в который входят колчан и налучье, орнаментированные жемчугом, золотыми накладками с бирюзой, рубинами, изумрудами.

b2ap3_thumbnail_7_20181030-155955_1.jpg

ЧУДЕСНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ПРИБОР, ЧЕРНИЛЬНИЦА, СОЛОНКА

Редким и необычным предметом, который 27 июня 1783 года был преподнесен Екатерине II польским королем Станиславом Августом Понятовским, является письменный прибор. Он отличается не только необычной формой – в виде дивана, выдвижные ящички и валики которого служат чернильницей, песочницей и хранилищем для перьев, но и великолепным декоративным решением. Резьба и полировка гелиотропа на лицевой стороне и перламутра на оборотной в сочетании с чрезвычайно тонкой чеканкой по золоту выдают руку искусного мастера.

Значительные подарки сопровождали торжества по случаю бракосочетания царственных особ. На выставке представлены пять предметов из комплекта женских украшений из филигранного золота с бриллиантами и с камеями из папье-маше. Парюра из 11 вещей была изготовлена в качестве подарка к свадьбе великой княжны Александры Павловны и эрцгерцога Австрийского Иосифа от родителей невесты Павла Петровича и Марии Федоровны. При переезде Александры Павловны в Вену украшение было увезено в составе приданого. Но после смерти принцессы комплект вместе с группой драгоценностей был возвращен в Петербург и вписан в инвентарь дворцовой коллекции.

b2ap3_thumbnail_8_20181030-155956_1.jpg

Притягивает взор установленный в одной из витрин большой золотой ларец, декорированный массивными золотыми грифонами, гирляндами, маскаронами – его подарили Александру II в 1874 году представители корпорации Сити Лондона. Подарок был преподнесен императору по случаю бракосочетания его дочери – великой княжны Марии и принца Альберта, второго сына королевы Виктории.

Изготовление памятных подарков, подносимых членам императорского двора, имело давнюю традицию. Обычай встречать почетных гостей хлебом-солью был распространен в России. В Эрмитаже хранится большое количество подносных солонок. В 1797 году Павлу I московское купечество вместе с традиционным караваем преподнесло и золотую солонку с бриллиантовым вензелем «П» с двумя эмалевыми медальонами со святым Георгием. Эта нарядная вещица выполнена датским мастером Иваном Крагом, работавшим по заказам русского двора.

…Это еще не все сокровища, которые можно увидеть в экспозиции центра «Эрмитаж-Казань». Ими восхищались футбольные болельщики в дни ЧМ, сегодня восхищаются казанцы и гости города. Даже неспециалисту понятна неимоверно высокая стоимость уникальных экспонатов, причем не только и не столько самого золота и бриллиантов, сколько ценность историческая, художественная и культурная.