Вы здесь: Главная icon_share_alt Новости культуры icon_share_alt Выставка "Эрте"- гений ар-деко: возвращение в Петербург"
Выставка "Эрте"- гений ар-деко: возвращение в Петербург"
В Санкт-Петербурге, в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа прошла выставка работ Эрте (Романа Тыртова) русского художника, представителя модерна, корифея графического дизайна и знаменитого модельера. В экспозицию входят акварели, гуаши, рисунки пером, скульптуры и печатная графика Эрте.
Роман Тыртов родился в Петербурге в 1892 году. С самого детства он проявлял интерес к искусству. В 1912 году он покинул родину и обосновался в Париже, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Карьера Эрте развивалась ярко и стремительно: спустя всего несколько лет после переезда во французскую столицу он стал придумывать сценические костюмы для Маты Хари и Анны Павловой, в 1915 году начал сотрудничество с изданием Harper's Bazaar. Созданные им обложки во многом определили эстетику ар-деко. В художественном мире даже возникло словосочетание «стиль Эрте», означающее зрелищность, экзотичность, фантазийность. Костюмы, декорации, афиши — мастер был востребован на протяжении всей своей долгой насыщенной событиями жизни.
В 1960-е гг. художник обратился к новому для себя виду искусства - скульптуре. Персонажи его ранних рисунков 1920-30-х гг. как будто ожили и застыли в движении танца, переместившись в трехмерное пространство. Обольстительные силуэты амазонок, одалисок, изящные нимфы и курильщицы опия из серии *Изобразительные форм* сохранили свои оригинальные размеры и пропорции. Но скульптура как жанр существует по другим законам. Каждая работа, по мнению Эрте, нуждалась в дополнительном фоне, превращаясь в самостоятельную выразительную композицию. Он лично доводил образ до совершенства, добавляя или отнимая детали, вносил пикантные штрихи в костюмы персонажей и создавал для фигурок изысканные постаменты. Бронза подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, золотом и серебром.
"Воображение-главное в моем творчестве"-любил повторять Эрте. "Все, что я делал в искусстве- игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель-движение танца".