Выставка 270-летию Тагильского подноса

Добавлено : Дата: в разделе: Выставки
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2138
  • Комментариев: 0
  • Печатать

23.06.2016 года в Нижнетагильском Историко – краеведческом музее прошло открытие выставки и торжественное мероприятие, на котором ряду художников города были вручены почётные грамоты и благодарственные письма от Министерства промышленности и науки Свердловской области « За многолетний добросовестный труд, большой вклад в сохранение и развитие народных и художественных промыслов на территории Свердловской области и в связи с 270-летием традиционного художественного промысла – лаковой росписи по металлу в городе Нижний Тагил»,в том числе и 4 мастерам предприятия НТЦНПР, а именно: Божиной Татьяне, Ершовой Эльвире, Маркус Любови, Пальцевой Марине.

Нижний Тагил – родина русского росписного железного подноса.

Тагильские подносы, шкатулки, столики, сундучки, сверкающие ярким живым огнём букетов роз с пышными воздушными лепестками, оправленные мерцающими золотыми узорами орнамента, неизменно причислялись и причисляются к самым диковинным творениям рук человеческих.

Точно назвать дату рождения первого железного подноса невозможно. Отчёт истории тагильского подносного промысла начинается с даты очень даже условной – 1746 год – самые ранние упоминания о тагильских подносах, выявленные в архивах.

Судьба промысла нелегка - времена большой популярности, широкой известности, удачного сбыта сменялись тяжелыми кризисами, почти полным вырождением и забвением.

18 век и первая половина 19-го века – это период первых больших успехов тагильских мастеров, период яркого расцвета подносного промысла. Слава тагильского росписного подноса пролетела по всей России и далеко за её пределами. Во многом это связано с заинтиресованным отношением со стороны Демидовых. Но эта политика не всегда была ровной, скорее во многом противоречива. В начале 19-го века, когда заводы стали испытывать дефицит рабочей силы, Н.Н. Демидов принимает меры по замещению мужчин – живописцев на женщин. В результате этих мер до сих пор создание подносов в Нижнем Тагиле почти полностью остаётся делом женских рук.

В конце 19 – го века подносный промысел, как и все кустарные производства России, переживал болезненный кризис. Приходилось приспосабливаться к новым условиям, ускоряющемуся темпу жизни. Упрощается, становится геометрической форма подноса. Уходит в небытиё сюжетная, живописная роспись. Окончательно утверждается, как основное, « маховое письмо».

В 20-е годы, когда казалось, что жизнь промысла почти совсем умерла, когда казались забытыми все приёмы традиционного цветочного письма, в период нэпа, в Нижнем Тагиле вновь возобновляют работу известные ранее артели Перезолова, Голованова, а так же начали возникать и новые. Но роспись подносов была малоинтересной, с упрощёнными растительными мотивами, неяркой окраской фона. Многие приёмы письма были совсем утерены. В 1925 году открывается артель « Пролетарий», куда пришли работать много опытных мастеров. и продукция артели стала выйгрышно выделяться на фоне подносов других артелей. В 1930 году прошло объединение артелей города в артель « Металлист». В этом же году с целью обмена опыта в Нижний Тагил приезжают представители Жостовской подносной артели. Эта встреча дала для тагильского подноса непредвиденные последствия, он снова стал терять только, что восстановленные художественные традиции. Произошла частичная подмена тагильской росписи на жостовскую. Тагильские подносы вновь потеряли своё лицо, свою яркость. И только начав возрождаться, тагильский поднос вновь угас. В начале 40-х годов выпуск подносов был полностью прекращён. В годы войны артель « Металлист» работала на военные нужды. В 1946 году выпуск подносов был возобновлён, но их количество было небольшим, художественное качество не высоким , работали только с одной формой подноса – круглой. В 1957 году на базе артели был открыт завод эмальпосуды, что привело к почти полному вытеснению расписных подносов.

В начале 60-х годов возрождается интерес к крестьянскому искусству и художественным промыслам. Развёртывается работа по возрождению забытых и угасших видов, в том числе и тагильской цветочной росписи. Была проведена большая работа по розыску старых форм подноса, ещё больше усилий было приложено по розыску старых мастеров, ещё владеющих навыками традиционной тагильской цветочной росписи. Огромную роль в возрождении традиционной тагильской цветочной росписи сыграла Агриппина Васильевна Афанасьева. Она не только сохранила навыки, но и сумела передать их своим многочисленным ученикам. И уже в 1977 году на выставке ВДНХ тагильские подносы были вновь выделены, как уникальное явление в национальной культуре, а А.В.Афанасьева была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР. С 1981 года подносный цех завода эмальпосуды полностью перешёл на традиционную уральскую роспись. Тагильский поднос вновь стал популярным предметом в обиходе и не только как бытовая вещь, а в большей степени, как своеобразное произведение народного искусства. Это период не просто расцвета, это период возвращения сюжетной, живописной росписи на тагильском подносе.

90-е годы - это опять начало нового испытания для промысла . Многие предприятия не выдерживали экономического давления рынка, в том числе и завод эмальпосуды. После закрытия подносного цеха многие художники оказались не у дел, некоторым повезло продолжить работу в немногочисленных кооперативах, большая часть которых не выдержала финансово – экономического давления и закрывались. И вновь художники вынуждены были работать на других предприятиях, а росписью заниматься дома, для себя, для души, для сохранения навыков.

И всё-таки в такое не простое, смутное время художниками города много делается для сохранения такого уникального явления отечественной культуры и декоративно-прикладного искусства, как тагильский подносный промысел. Не малую роль в этом играет предприятие НТЦНПР. Предприятие молодое, на три года напряжённой работы дали свои плоды – продукция предприятия пользуется успехом не только во многих регионах страны, но и за её пределами.

b2ap3_thumbnail_Image00005_20160627-150446_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00004_20160627-150446_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00003_20160627-150445_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00002_20160627-150444_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00001_20160627-150443_1.jpg
Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 19 Апрель 2024
Вверх