ДОРОГА В БАМИАН

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1634
  • Комментариев: 0
  • Печатать

На протяжении столетий культурное наследие человечества уничтожалось в ходе вооруженных конфликтов, в результате религиозного фанатизма, природных катаклизмов. Во второй половине XX века встал вопрос о сохранении всемирного наследия. 

Однако мир оказался бессилен перед угрозой нового нашествия варваров – террористов, намеренно уничтожающих памятники культуры. 

15 лет назад, 26 февраля 2001 года, лидер талибов мулла Омар приказал разрушить две гигантских статуи Будды в Афганистане. Это стало первой демонстративной акцией по уничтожению памятников в новом тысячелетии. 

Об истории бамианских будд и о попытках ЮНЕСКО сохранить культурное наследие – в спецпроекте ТАСС.

 

ДОРОГА В БАМИАН

Однажды в страну Фаньяна, расположенную в центре Снежных гор, прибыл путник. Ранее таких людей – желтолицых и с узким разрезом глаз – здесь, скорее всего, никто не видел. Остановившись в столице страны, путник был поражен увиденным. Вот что он писал впоследствии:

"К северо-востоку от города, на склоне горы, стоит изваяние Будды, каменное, высотой 140-150 чи (около 45 метров), сияющее золотистым цветом, украшенное блестящими каменьями.

На восток отсюда – монастырь, построенный прежним царем этой страны, за ним – изваяние стоящего Будды Шакьи, бронзовое, высотой 100 чи (30 метров). Части фигуры его отлиты отдельно, а затем собраны вместе".

Такими увидел бамианских будд китайский паломник Сюань-цзан, попавший в Афганистан в 630 году нашей эры. Это было первое в истории упоминание о каменных колоссах.

Буддийская предыстория

 
b2ap3_thumbnail_1_20160228-085948_1.jpg

Статуя Будды Шакьямуни (35 метров)

Буддийские монастыри возникли в Бамианской долине во II веке. По Бамиану проходил единственный удобный путь через Гиндукуш, и долина располагалась на перекрестке караванных дорог: отправляясь отсюда на восток, можно было попасть в Китай, на юг – в Индию, на запад – в Персию, на север – в Бактрию (историческая область на сопредельных территориях современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Столь выгодное расположение превратило долину в культурный центр региона.

По словам Сюань-цзана, в долине было 10 буддистских монастырей и жили тысячи монахов. В горном массиве в течение многих лет создавался монастырский комплекс, сотни помещений которого высекались прямо в скале. Стены и потолки примерно 50 пещер и гротов украсили росписью, которую наносили масляными красками. В основном изображались будды, бодхисатвы, мандалы, молящиеся, а также сцены буддистской мифологии. Фрески датируются V-VII веками нашей эры, то есть их создали еще до того, как эта технология стала известна в Европе.

По некоторым данным, тогда же было начато строительство гигантских статуй. Согласно исследованиям, колоссы были покрыты смесью глины и соломы – с помощью этой штукатурки скульпторы создали руки и складки одежды. Верхние части лиц, по всей видимости, делались из дерева и штукатурились. Статуя меньшего размера была окрашена в разные цвета с преобладанием синего, а большая – в красный. Руки и лица позолочены. Возможно, краска, позолота и украшения заставили китайского паломника предположить, что меньшую по размеру статую Будды отливали из бронзы по частям.

Большая статуя изображала Вайрочану ("Будду сияющего", "все разъясняющего"),  меньшая – Шакьямуни ("Будду настоящего"). В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ, наиболее известен из них Шакьямуни, то есть исторический Будда. Вайрочана воплощает собой мудрость и абсолютную чистоту.

Из божеств в идолы

Смерть пророка Мухаммеда в далекой Медине привела в движение силы, которые вскоре изменили и культуру, и религию Афганистана: последователи пророка начали распространять его учение и захватили огромные территории в Азии и Африке. В 645 году в Афганистан вторглись первые мусульманские завоеватели. Покорение афганских территорий завершилось к IX-Х веку. К этому же времени было обращено в ислам население региона, Бамиан подпал под влияние новой религии одним из последних.

Сохранились записки корейского паломника Хуэй Чао, который оказался в Бамиане в 720-х годах. Он описывал, что, "хотя правитель страны родом из Ирана, (тем не менее) население исповедует буддизм, монастырей и монахов множество, а соседние государства на Бамиан нападать опасаются". Однако буддизм был обречен: вскоре мусульмане стали разрушать памятники Бамиана, в первую очередь стирались лица у изображений в пещерах. Не избежали вандализма и каменные колоссы.

Так, "блестящие каменья" будд исчезли, предположительно, в 870-х годах, когда по Бамианской долине огнем и мечом прошел Якуб ибн Лейс – основатель династии Саффаридов. Он разрушил города долины, много буддистских статуй и культовых сооружений. Некоторых "идолов" завоеватель забрал с собой в качестве военных трофеев. Храмы в долине отныне оказались заброшены.

В XI веке Бамианская долина вошла в состав Великого Хорасана, находившегося под контролем Газневидов, и этот район стала крупным торговым центром, здесь появились города Шахр-и-Захак и Шахр-и-Бамиан с классической исламской архитектурой. В 1218 году города посетил мусульманский ученый и путешественник Якут аль-Хамави. Вот как он описывал бамианские статуи: "Внутри скалы находятся высеченные из нее два идола размером от подножия до вершины массива. Ничто в мире не может сравниться с их величиной. Один из них называется Красный идол, другой – Белый идол".

 
b2ap3_thumbnail_2_20160228-085949_1.jpg

Исламские поселения через несколько лет после визита аль-Хамави были уничтожены войсками Чингисхана. В ходе осады Бамиана монгольскими войсками в 1221 году защитники города убили внука великого завоевателя, и Чингисхан в ярости приказал сровнять поселения долины с землей, а всех обитателей – вплоть до животных – убить. Приказ был выполнен буквально – настолько, что даже сами монголы назвали Бамиан "Проклятым городом", а у населения региона он стал известен как Голгола – "Город скорбей" или "Город криков". Бамианские будды остались нетронутыми.

Спустя примерно 180 лет каменные колоссы "лицезрели" еще одного крупнейшего завоевателя Азии. "Железный хромец" – Тамерлан (1370-1405) прошел со своим войском через Бамиан в Индию. Благодаря индийскому походу завоевателя сохранилось еще одно упоминание о буддах. По словам Шарафаддина Язди, историка, написавшего в начале 1400-х годов "Книгу побед" о войнах Тамерлана, "эти статуи столь высоки, что ни один лучник не мог добить стрелой до их лиц".

В XVII веке последний правитель империи Великих моголов Аурангзеб (1618-1707), известный своей религиозной нетерпимостью, отдал приказ обстрелять идолов из пушек. Позднее обстреливал колоссов и правитель Ирана Надир-шах Афшар (1688-1747). В результате этих обстрелов были частично разрушены ноги большой статуи ниже колен. Эмир Афганистана Абдур-Рахман (1844-1901) сумел уничтожить лицо большого Будды в ходе военной кампании против хазарейцев.

 
b2ap3_thumbnail_3_20160228-085949_1.jpg
Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 25 Апрель 2024
Вверх