ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ПО МЕТАЛЛУ В ДЕРЕВНЕ ЖОСТОВО МЫТИЩИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Добавлено : Дата: в разделе: Мода
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2716
  • Комментариев: 0
  • Печатать
b2ap3_thumbnail_1_20160205-154208_1.jpg
Этнос: Русские  
Язык: Русский, говор – среднерусский

Начало промыслу росписи по металлу в деревне Жостово Мытищинского района Московской области положено в 1825 г. мастерской расписных подносов О.Ф. Вишнякова. Наиболее распространен тип жостовских подносов с букетами на чёрном или красном фоне. На штампованные, отшлифованные и покрытые лаком стальные или железные заготовки подносов масляными красками, разбавленными льняным маслом, наносится рисунок в несколько приёмов.

Параллельно с мастерской О.Ф. Вишнякова в 1830 году в деревне Жостово возникли мастерские Тимофея Максимовича Беляева, Егора Федоровича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева. Однако основную лепту в организацию производства внесли их отцы: Максим и Федор Беляевы и Леонтий Леонтьев, которые стали основателями династии Беляевых в производстве лаковых подносов в Жостове.

В советское время, в 1924 г., в деревне были организованы «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь» по росписи подносов; в 1928 г. они были объединены в специализированную артель «Металлоподнос». С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили прямо на производстве в школе бригадного ученичества. Обучали молодежь А.П. Гогин, В.И. Дюжаев, П.И. Плахов. Артель в 1960 г. была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи, где и сейчас работают прекрасные мастера художественного промысла. Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин, Н.Н. Гончарова, Н.Н. Мажаев, Б.В. Графов и др.

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, преимущественно на чёрном или красном фоне, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Ковка подносов осуществляется на механических прессах. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем подносы проходят вальцовку (для придания жесткости бортам), после чего их грунтуют, шпаклюют тонкотёртой глиной, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80–90°С.

Наиболее важной операцией после изготовления подноса, требующей подлинного творчества, является роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром, используя беличьи кисточки. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Роспись выполняется в несколько приёмов. В процессе грунтовки  металлической заготовки выбирается цвет для фона – чаще всего чёрный, но может быть также белым, синим, красным или бирюзовым.

Первый этап – замалёвок, во время которого определяетсяоснова композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре;

Следующая операция – тенёжка, во время которой прозрачными красками накладываются тени, благодаря  чему у цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений, уточняются многие детали. «Тенёжка» погружает букет в глубину фона.

Прокладка – формы букета во время этого этапа уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка – операция, во время которой благодаря наложению бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит через нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объёмы – этот этап завершает лепку форм.

Заключительная часть работы над букетом – чертёжка. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, семенца в центре чашечек цветов.

Завершает письмо привязка – нанесение тонких травок и усиков, объединяющих все изображение в букете и мягким переходом связывающих его с фоном. Уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. На этом этапе также производится уборка краев подноса – украшение легким, ажурным растительным орнаментом. Последний штрих – наводка зеркального блеска. С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска.

 

b2ap3_thumbnail_Image00001_20160205-154446_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00002_20160205-154447_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00003_20160205-154448_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00004_20160205-154449_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00005_20160205-154449_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00006_20160205-154450_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00007_20160205-154451_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00008_20160205-154451_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00009_20160205-154452_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00010_20160205-154452_1.jpg

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 29 Март 2024
Вверх