ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Добавлено : Дата: в разделе: Мода
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2046
  • Комментариев: 0
  • Печатать
b2ap3_thumbnail_1_20160205-153135_1.jpg
Этнос: Русские 
Язык: Русский, говор – среднерусский 

Городецкая роспись по дереву известна со второй половины XIX в. Первоначально она применялась для декорирования донец прялок, позже стала использоваться для украшения домашней утвари. Основными мотивами росписи являлись изображения людей, коней, птиц, цветов. Роспись ведется в несколько этапов клеевыми красками по доске, также загрунтованной краской на клею. Первый этап – подмалевок, – во время которого намечается основной сюжет композиции, вырисовываются основные цветовые пятна. Второй этап – белилами прописываются места под изображения лиц людей и кистей рук. Третий этап – оттенёвка, когда более темным цветом наносятся мазки на цветы, выделяются тычинки, прописываются прожилки листочков. Последний этап – разживка – выполняется черным или белым цветом, в результате чего окончательно оформляется композиция. Просушенное изделие покрывается олифой.

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. В донце вместо лопасти прялки вставляли гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Окончив работу, пряха вынимала гребень и вешала на стену избы донце, которое служило и для украшения интерьера.

Первоначально донца прялок местные мастера декорировали резьбой, а со второй половины XIX в. их стали украшать живописью. Местные предания сообщают, что замена резца на кисть произошла  в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в церквях. Он передал местным мастерам секреты технологии письма красками, приготовленными на жидком клее, показал, как пишутся беличьей кистью кони, птицы и нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента – розы и «купавки», – ставшего характерным для городецких изделий.

Как правило, донца расписывали не по одному, а партиями.

Вначале мастер грунтовал доску донца, разделенную на несколько ярусов,  клеевыми красками.  Каждый ярус крылся своим цветом. После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удаляя поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донца.    

Роспись велась такими же приготовленными на клею красками, причем они составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта, что позволяло создавать гармоничную цветовую палитруПервый этап росписи –подмалевокво время которого намечался основной сюжет композиции и вырисовывались основные цветовые пятна. Далее мастер белилами прописывал места, где должны были быть изображены лица людей и кисти рук. Следующей стадией была оттеневка, когда более темным цветом наносились мазки на цветы, выделялись тычинки, прописывались прожилки листочков. Наконец черным или белым цветом выполнялась разживка. Она способствовала оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию.  Просушенное после росписи изделие покрывалось олифой.     

Впоследствии сюжеты и тип росписей, ранее применявшийся только для донец прялок, стал использоваться для украшения различных предметов домашней утвари и даже мебели.

b2ap3_thumbnail_Image00001_20160205-153406_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00003_20160205-153408_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00004_20160205-153409_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00005_20160205-153409_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00006_20160205-153410_1.jpgb2ap3_thumbnail_Image00007_20160205-153411_1.jpg

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Среда, 24 Апрель 2024
Вверх