ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛО ХХ ВЕКА

Добавлено : Дата: в разделе: Выставки
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1608
  • Комментариев: 0
  • Печатать
b2ap3_thumbnail_1_20160131-094030_1.jpg
Сахарница со съемной крышкой. Фирма П.А. Овчинникова, фабрика В.С. Семенова. Москва, 1886 год. Из собрания ВМДПНИ
b2ap3_thumbnail_2_20160131-094041_1.jpg
Клеймо фирмы П.Овчинников
b2ap3_thumbnail_Image00001_20160131-094150_1.jpg
Ваза фирмы П.А. Овчинникова. 

В музее ДПИ .Вторая половина XIX – начало ХХ века по праву считается периодом расцвета русского ювелирного искусства. Бурное развитие промышленности предопределило возникновение крупных ювелирных предприятий, сумевших полностью обеспечить потребности страны в предметах роскоши - золотых и серебряных изделиях.

Фирмы П.И. Сазикова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, А.М. Постникова – в Москве, К.Э. Болина, К.Г. Фаберже, И.Е. Морозова, братьев Грачевых – в Санкт-Петербурге и многие другие прославили русское ювелирное искусство далеко за пределами страны. Участвуя в международных художественно-промышленных выставках русские ювелирные фирмы неизменно добивались заслуженного успеха, получали самые высокие награды и хвалебные отзывы экспертов. Чеканные, черневые и особенно эмалевые изделия русских мастеров, по свидетельству современников, «не находили себе подражателей нигде в Европе». Художественный и технический уровень произведений был настолько высок, что самые известные ювелирные дома мира, среди которых «Картье» и «Тиффани», заказывали в России вещи для продажи в своих магазинах. Целый ряд отечественных ювелирных фирм имели почетные звания поставщиков не только двора российского императора, но и дворов европейских и азиатских правителей.

В немалой степени подобный успех был обусловлен ориентацией в изделиях на национальную стилистику. Развивающийся в рамках историзма русский стиль одновременно включал отечественное ювелирное искусство в общеевропейские художественные процессы и подчеркивал его самобытность. Даже всеобъемлющая стилистика «модерна» имела в русском серебре свою ярко выраженную национальную специфику.

Высокая конкуренция заставляла владельцев ювелирных фирм постоянно заботиться о художественном и техническом совершенстве своих произведений. Наиболее крупные предприятия привлекали к работе над эскизами профессиональных художников, скульпторов, архитекторов; создавали классы и целые школы для обучения своих сотрудников. Не прекращалась работа по совершенствованию известных, возрождению забытых и изобретению новых технических приемов. Никогда ранее в истории отечественного золото-серебряного искусства не было такого широкого ассортимента изделий и многообразия приемов работы с материалом.

Все это позволяет признать данный период поистине «золотым веком» русского ювелирного искусства, временем, когда не только был осмыслен его многовековой опыт, найдены новые формы художественного выражения, но и намечены пути дальнейшего развития.

 

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 18 Апрель 2024
Вверх