Проект под руководством главного художника Ю. С. Беловой. Храм в Орле.

Добавлено : Дата: в разделе: Выставки
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 857
  • Комментариев: 0
  • Печатать

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО Российской Федерации в Орл.

 

17 октября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери  при Академии ФСО Российской Федерации в Орле. Новая гарнизонная церковь посвящена одному из самых почитаемых Богородичных образов, ставшего символом единения русского народа против иноземных захватчиков. В память об избавлении Москвы и всей России от нашествия поляков царь Алексей Михайлович установил повсеместное празднование Казанской иконе «во всех городах по вся годы».[1] Чествование Казанской иконы совершается Русской православной церковью 21 июля, в память о чудесном обретении иконы в Казани в 1579 г., и 4 ноября,  в честь избавления Москвы от поляков в 1612 г. Символично, что в современной России День народного единства установлен в день празднования чудотворного Казанского образа Царицы Небесной  — 4 ноября.

Великолепная златоглавая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери возведена недалеко от учебных корпусов Академии ФСО России в Наугорском микрорайоне города Орла. Храм венчают пять глав: центральный купол на световом барабане, более шести метров в диаметре, окружен по сторонам четырьмя малыми куполами, установленными над угловыми скатами кровли.  Высота храма составляет 29,55 м, размеры в плане – 35,29 х 25,70 м. Изящные пропорции в стиле русской сакральной архитектуры еще выше возносят строение, приподнятое над землей на высоком стилобате.  Паперть возвышается над уровнем земли на 2,4 м. Вокруг храма устроена терраса площадью 460 кв. м[2]. Стены храма возведены из желтого обожженного кирпича, по древнерусской традиции разделены на сегменты, прясла, с позакомарным покрытием над центральной частью, и украшены белоснежными лопатками и наличниками с лаконичными геометрическими узорами. Верхние части стен, чуть ниже центральной закомары, с каждой стороны декорированы круглыми мозаичными медальонами: с восточной стороны находится мозаичный образ Спаса Нерукотворного, с южной — святого Димитрия Солунского, с северной — святителя Николая Чудотворца. На западной стене высится мозаичное изображение преподобного Сергия Радонежского, а над входом в храм установлена мозаичная икона Богоматери «Казанская». Архитектурно выделенная апсида имеет снаружи полукруглую форму, и в центральной, самой выступающей части, украшена резной вставкой — иконой «Распятие Христово» из белого камня в византийском стиле. С западной стороны, прямо над притвором, возведена трёхъярусная колокольня с шатровым завершением, на верхнем ярусе которой расположены круглые слуховые окна. На открытой звоннице установлено девять колоколов, отлитых на тутаевском колокололитейном заводе Николая Шувалова «Италмас»: в центре — благовестник весом 425 кг, по бокам от него подвешены подзвонные, а со стороны подхода к храму — четыре малых зазвонных колокола. На западной стороне находится главный входной портал, также внутрь ведут два крыльца с юга и севера.

 

На Руси издревле существовала традиция строить «обетные» храмы в честь одержанных побед, в память погибшим воинам — защитникам Отечества.  Воинские заслуги и подвиги музефицировались в «оружейных палатах» многих монастырей, где хранилось русское и трофейное оружие. Русская православная церковь, духовно и исторически неразрывно связанная с судьбой народа, благословляла своих мужей на праведные битвы, была хранительницей памяти о славных победах и «кораблем спасения» для пришедших к ней «не множеством бо силы победа брани, но от бога крепость»[3]. Традиция устройства храмов при военных частях была положена Петром Великим, когда во время боевых действий устанавливались походные «часовни-палатки». Возведение же первых стационарных полковых храмов началось в 1740-х годах в городских слободах Санкт-Петербурга, где размещались гвардейские полки. Военные храмы были общевойсковыми, гвардейскими, полковыми, при военно-учебных заведениях, они становились одновременно и «кораблем спасения», и мемориальным некрополем.

 

Традиция возведения «воинских» храмов повсеместно возрождается в современной России, как и традиции русской благотворительности, строительства «всем миром», на средства жертвователей и служивых людей.

Решение о строительстве в Орле гарнизонного храма в честь Казанской иконы Божией Матери при военно-учебном заведении — Академии ФСО России — было принято руководством в 2009 г[4]. Владыка Пантелеимон, архиепископ Орловский и Ливенский, поддержал начинание военных, сказав, что «Труд человека в форме — это жертвенный труд, поэтому Церковь старается облегчить трудности каждому военнослужащему»[5].

Сама история возведения храма при Академии ФСО России началась в 2011 году, когда на территории, выделенной для строительства гарнизонной церкви, была зарегистрирована приходская православная община. Первый молебен совершил архиепископ Орловский и Ливенский Антоний в ноябре того же года[6], и началось устройство строительной площадки на пожертвования прихожан, военнослужащих и благотворителей. Прихожанами стали преподаватели и курсанты академии, а также жители Наугорского микрорайона Орла. В 2014 г. рядом со строительной площадкой была построена временная деревянная церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского, и через два года приход получил согласованный пакет документов для продолжения работ.

Летом 2017 г. возобновилось строительство по доработанному проекту. Пятиглавая каменная церковь начала приобретать свой завершенный облик к весне следующего года, когда были возведены стены и установлены купола. 14 декабря 2018 г. состоялось торжественное освящение крестов и колоколов по благословению митрополита Орловского и Болховского Антония. Освящение совершил архиепископ Солнечногорский Сергий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в присутствии советника Святейшего Патриарха В. В. Ресина, заместителя директора ФСО России Н. Ф. Кондратюка и губернатора Орловской области А. Е. Клычкова[7]. В конце 2018 г., когда были завершены основные строительные работы, началась отделка внутренних помещений и устройство крестильного храма в цокольном этаже.

Проект интерьеров был разработан специалистами православных художественных мастерских «Ковчег» под художественным руководством Ю. С. Беловой, академика Российской академии художеств. За основу образного решения был принят русско-византийский стиль, где доминантой храмового пространства стал белокаменный резной иконостас, спроектированный  московским архитектором О. Н. Романенко, зодчим, тонко чувствующим гармонию стиля. В сотрудничестве с ним «Ковчег» создал иконостасы для нескольких московских храмов, в том числе для церкви Спаса-Преображения на Патриаршем подворье в Переделкине. Изготовление декоративного убранства интерьеров, включая иконостасы, мозаики, хоросы, выполнил коллектив мастеров, принимавший участие в реконструкции и создании храмового убранства Кронштадтского Морского собора, Ново-Иерусалимского монастыря, Сретенского монастыря в Москве и Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации.

В течение более двух лет, с 2018 по 2020 год, шли работы над декорированием интерьеров храма. Иконографическая программа, отразившая молитвенную помощь защитникам Отечества от небесных святых-воинов, была разработана настоятелем храма о. Григорием и согласована Владыкой Антонием, митрополитом Орловским и Боровским. Большой коллектив, состоящий из художников «Ковчега», привлеченных мастеров и единомышленников, объединенных общей идеей, воплощал художественный замысел проекта под руководством главного художника Ю. С. Беловой. Лучшие иконописцы работали над исполнением икон для главного иконостаса и алтарной преграды нижнего крестильного зала, для киотов, окружающих столбы и декорирующих стены: Ю. Чижова, З. Модебадзе, Е. Титова, И. Чудайкина, Н. Якунина, Т. Смолянинова, А. Иванова, А. Петрова. О. Мягкова, О. Красоткина, А. Чудайкина,  над исполнением иконографии трудились также палехские мастера в бригаде И. Тимофеева. Мозаичные иконы, украсившие фасады, были набраны в материале художником-мозаичистом Р. Лебедевым. Камнерезные работы по архитектурному проекту выполнили московские и владимирские мастера, возглавляемые О. Перовым. Царские врата воплотил в материале резчик из Ярославского края А. Михайлов и палехский мастер-позолотчик Р. Китаев. Басменный украшенный камнями серебряный оклад для иконы святого Дмитрия Донского исполнил мастер-ювелир В. Копыл. Центральный хорос, ставший произведением искусства, был изготовлен по индивидуальному проекту в литейной мастерской «Кавида» под руководством признанного мастера, художника-ювелира Ю. Е. Киреева.

 

Устройство внутреннего пространства орловского храма традиционно для крестово-купольного типа сакральной архитектуры, где свод опирается на четыре колонны. Над центральной частью возвышается сферический купол, поднятый на круглом световом барабане. Молельный зал разделен на три нефа с выделенной в размерах центральной частью, близкой в плане к квадрату 12,78 х 12,28 м, и отделенной столбами от боковых узких нефов. С западной стороны в средней части храма устроены хоры — открытый балкон для размещения церковного хора. Лестница, ведущая на хоры и колокольню, размещается в притворе.

Все части внутреннего пространства имеют символическое значение. Алтарное пространство — это «мир горний», с Престолом Сидящего посреди Небесного Рая. К алтарю ведет по главному нефу символическая улица града Небесного. Перед сакральной зоной возвышается величественный белокаменный иконостас в русско-византийском стиле. Подобный тип иконостасов получил широкое распространение в XIX веке, в их архитектонике визуализировалась символика «Святого Града — Нового Иерусалима», отождествляемая со «Святой Русью», восприемницей метафизического центра христианского мира. В этом синтезе невысокая византийская алтарная преграда из камня, темплон, стала основой конструктива многоярусного иконостаса, характерного для русских церквей. Богатая каменная резьба украшает трёхъярусный иконостас орловского храма, симметрично завершенного выступающими вперед боковыми приделами с престолом в честь преподобного Сергия Радонежского и ризницей. Фасад декорирован растительно-геометрическим орнаментом, наполненным символизмом раннехристианского периода, с изображениями процветшего Креста, меандра и листьев аканта, вьющихся стеблей с вплетенными цветами-пальметтами. Тема алтарной преграды как образа небесных божественных сфер подчеркнута изображениями ангельских чинов на центральном портале — Серафим и Херувим окаймляют надвратную икону «Тайной Вечери». В навершии иконостаса установлен Крест-Распятие с горельефом фигуры распятого Христа. Золоченые резные Царские и дьяконские врата, рамы-обрамления Деисусного ряда и золотофонные иконы гармонично дополняют монументальный образ белокаменного иконостаса, акцентируя сакральные изображения.

Иконографическая программа в соответствии с каноном распределяет святые образы в иерархии ярусов иконостаса, где каждому изображению определено местоположение. В центре по сторонам от Царских врат установлены главные храмовые иконы: «Спас Нерукотворный» и «Казанский» образ Богоматери. Их фланкируют изображения небесных стражей на дьяконских дверях: Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, святые покровители воинов-христиан. Над местным рядом центрального придела расположен Праздничный ряд икон с изображением двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Воздвижение Креста Господня. На верхнем ярусе, в обрамлении золоченых резных рам, установлены святые образы Деисусного чина в предстоянии центральной иконе «Спас на троне», слева — ростовые образы Богоматери, Архангела Михаила, апостола Петра и святителя Григория Богослова, по правую сторону от Спасителя, склонив головы в молитве, стоят Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, апостол Павел и Алексий, человек Божий. Золоченые резные Царские врата традиционно включают иконы четырёх евангелистов и двухчастный образ Благовещения.

Придел, посвященный преподобному Сергию Радонежскому, украшает почитаемая икона Богоматери «Державная», явленная в 1917 г. и ставшая молитвенной защитницей России. Правую сторону от Царских врат декорирует поясной образ «Господь Вседержитель на троне» и икона преподобного Сергия Радонежского, расположенная на стороне, развернутой к центральной части иконостаса. Посередине выдвинутой вперед правой части иконостаса установлена икона «Собор святых покровителей воинства Российского», которую по сторонам обрамляют образы святителя Николая Чудотворца, покровителя военных моряков и всех путешествующих, и святителя Луки, архиепископа Крымского, небесного заступника-врачевателя. Образ князя Александра Невского на боковой стороне соединяет южный фасад с главным приделом. Особо почитаемая храмовая икона Архангела Михаила находится в напольном киоте с правой стороны солеи.

При входе в молельный зал в резных белокаменных киотах установлены ростовые образы Спасителя и Богоматери. Перед алтарем на столбах размещены святые изображения равноапостольного князя Владимира и мученика Леонида, по сторонам — «Святой Троицы», «Святого Иоанна Предтечи» «Преподобного Серафима Саровского и Священномученика Серафима Чичагова», «Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии».

Стены храма опоясывают иконы покровителей русского воинства: «Святого великомученика Георгия Победоносца», «Святого князя Александра Невского», «Преподобного Ильи Муромца», «Святого праведного Феодора Ушакова». На северной стене находится поясной образ святого Дмитрия Донского, украшенный окладом из серебряной басмы. Ряд небесных воинов дополняют образы молитвенных заступников: «Святого целителя Пантелеимона», «Святой блаженной Матроны Московской» и «Собор преподобных Оптинских старцев». В стилистике храмовых икон соединилась византийская монументальная пластика и изящно-ювелирная техника исполнения, характерная для русских иконописцев «золотого века», что можно охарактеризовать как результат творческих поисков современных мастеров, созидающих национальное религиозное искусство в русле русской и византийской иконописной традиции.

Византийская художественная традиция продолжена и в литье. Над пространством молельного зала невесомо парит трехъярусный четырехметровый хорос на 144 свечи, по нижнему ободу которого установлены отлитые в металле иконы святых покровителей. Среди святых образов в молитвенном предстоянии к Спасителю расположены по кругу фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, вселенских учителей церкви Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, святителей Николая Чудотворца и Антипы, преподобного Сергий Радонежского. Малые хоросы в алтарном пространстве и над купелью крестильного храма, изящные бра на стенах и великолепные напольные подсвечники в стиле византийских образцов ювелирного искусства украсили интерьеры верхнего и нижнего залов.

Крестильный храм в честь благоверного князя Димитрия Донского разместился на цокольном этаже. В центре небольшого помещения установлена облицованная белым камнем купель. Восточную стену закрывает одноярусный белокаменный иконостас в стиле древней византийской алтарной преграды, где невысокие Царские врата с иконами Благовещения и дьяконские двери-перегородки, декорированные латунными накладками с процветшим Крестом, образуют выступающий вперед портал и открывают вид на алтарное пространство с престолом и заалтарным образом «Богоявления». В местном ряду по сторонам от Царских врат установлены иконы Спасителя и Богоматери. Рядом с ними с правой стороны изображен «Святой князь Дмитрий Донской», а в левой части — ростовой образ «Святой Евфросинии Московской».

Благоукрашение нововозведенного гарнизонного храма при Академии ФСО в Орле исполнено на высоком художественном уровне благодаря поддержке, оказанной руководством ФСО и благотворителями.

 

Труды строителей и благоукрасителей завершились освящением храма 17 октября 2021 г. Были освящены три престола: центральный — в честь Казанской иконы Божией Матери, северный — в честь преподобного Сергия Радонежского, и престол крестильного (нижнего) храма — в честь благоверного князя Димитрия Донского.

Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери начал по благословению Святейшего Патриарха митрополит Воскресенский Дионисий. Предстоятель Русской Православной Церкви завершил торжественное богослужение, окропив храм святой водой. Со Святейшим Патриархом сослужили митрополит Орловский и Боровский Тихон, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, схиархимандрит Илий, а также духовенство митрополии[8].

Во внимание к помощи в строительстве храма Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО Святейший Патриарх Кирилл вручил директору Федеральной службы охраны, Д. В. Кочневу, орден благоверного князя Даниила Московского I степени. Среди отмеченных высокими наградами был председатель комитета Государственной думы по международным делам Л. Э. Слуцкий, награжденный орденом Андрея Рублева II степени, и Н. Ф. Кондратюк — орденом благоверного князя Димитрия Донского III степени. За большой вклад в строительство и благоукрашение орловского храма Предстоятель Русской Православной Церкви наградил памятной иконой с патриаршим благословением депутата Государственной Думы РФ В. И. Ресина советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратора Программы строительства православных храмов в г. Москве[9]. В своей речи Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех россиян «с замечательным событием освящения храма здесь, на Орловской земле. Храма, созданного по инициативе и усилиями Федеральной службы охраны — очень важного органа, обеспечивающего безопасность высших государственных лиц, а значит, и безопасность России»[10].

Нововозведенная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО Российской Федерации в Орле стала еще одним значимым этапом в истории возрождения военных храмов России.

 

 b2ap3_thumbnail_00001_20211206-152105_1.jpgb2ap3_thumbnail_00002_20211206-152106_1.jpgb2ap3_thumbnail_00003_20211206-152107_1.jpgb2ap3_thumbnail_00004_20211206-152109_1.jpgb2ap3_thumbnail_00005_20211206-152110_1.jpgb2ap3_thumbnail_00006_20211206-152111_1.jpgb2ap3_thumbnail_00007_20211206-152112_1.jpgb2ap3_thumbnail_00008_20211206-152114_1.jpgb2ap3_thumbnail_00009_20211206-152116_1.jpgb2ap3_thumbnail_00010_20211206-152118_1.jpgb2ap3_thumbnail_00011_20211206-152119_1.jpgb2ap3_thumbnail_00012_20211206-152120_1.jpgb2ap3_thumbnail_00013_20211206-152122_1.jpgb2ap3_thumbnail_00014_20211206-152123_1.jpgb2ap3_thumbnail_00015_20211206-152124_1.jpgb2ap3_thumbnail_00016_20211206-152126_1.jpgb2ap3_thumbnail_00017_20211206-152127_1.jpgb2ap3_thumbnail_00018_20211206-152128_1.jpgb2ap3_thumbnail_00019_20211206-152130_1.jpgb2ap3_thumbnail_00020_20211206-152132_1.jpgb2ap3_thumbnail_00021_20211206-152133_1.jpgb2ap3_thumbnail_00022_20211206-152135_1.jpgb2ap3_thumbnail_00023_20211206-152136_1.jpgb2ap3_thumbnail_00024_20211206-152138_1.jpgb2ap3_thumbnail_00025_20211206-152140_1.jpgb2ap3_thumbnail_00026_20211206-152141_1.jpgb2ap3_thumbnail_00027_20211206-152143_1.jpgb2ap3_thumbnail_00028_20211206-152145_1.jpgb2ap3_thumbnail_00029_20211206-152146_1.jpgb2ap3_thumbnail_00030_20211206-152147_1.jpgb2ap3_thumbnail_00031_20211206-152149_1.jpg

Библиография

  1. Гарнизонный храм Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО России в Орле. Сайт Орловская митрополия. URL:http://www.orel-eparhia.ru/objects/territory/orel/kazansky-naugorskiy

 

  1. Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии. В Академии ФСО РФ начинается строительство гарнизонного храма. URL:http://www.orel-eparhia.ru/news/2009/0729
  2. Калякина А. В. Мемориальные храмы как разновидность национального музея // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016, №3. С. 158-169.

 

  1. На главном куполе храма Казанской Иконы Пресвятой Богородицы при академии ФСО России в Орле водрузили крест. Сайт Орел-регион. URL:https://regionorel.ru/novosti/society/na_glavnom_kupole_khrama_kazanskoy_ikony_presvyatoy_bogoroditsy_pri_akademii_fso_rossii_v_orle_vodru/

 

  1. Прохорова Т. В. Полковые храмы Санкт-Петербурга / Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2006. Т 171. С.299-320.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polkovye-hramy-sankt-peterburga

 

  1. Проектная документация «Строительство Храма Казанской иконы Божией Матери по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 66». Раздел 3 «Архитектурные решения», ООО «Орёл-Строй-Бизнес». 2017.

 

  1. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Орле. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5853676.html

 

  1. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Орле. / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5853676.html

 

  1. Щапов Я. Н. Религиозное осмысление социальной и политической действительности в древнерусских летописях // Церковь в истории России. ИРИ РАН. Вып. 2. М.,1998. С.10. Цитируется по Калякина А.В. Мемориальные храмы как разновидность национального музея // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2016, №3. С. 158-169.

 


[1] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. К., 1913. С. 421.

[2] Проект «Строительство Храма Казанской иконы Божией Матери по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 66». Раздел 3 «Архитектурные решения», ООО «Орёл-Строй-Бизнес». 2017. Лист 3-4.

[3] Щапов Я. Н. Религиозное осмысление социальной и политической действительности в древнерусских летописях // Церковь в истории России. ИРИ РАН. Вып. 2. М.,1998. С.10. Цитируется по Калякина А.В. Мемориальные храмы как разновидность национального музея // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2016, №3. С. 158-169.

[4] Гарнизонный храм Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО России в Орле. Историческая справка. URL: http://eparhiaorel.ru/objects/territory/orel/kazansky-naugorskiy

[5] Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии. В Академии ФСО РФ начинается строительство гарнизонного храма. URL: http://www.orel-eparhia.ru/news/2009/0729

[6]Гарнизонный храм Казанской иконы Божией Матери при Академии ФСО России в Орле. Сайт Орловская митрополия.  URL: http://www.orel-eparhia.ru/objects/territory/orel/kazansky-naugorskiy

[7] На главном куполе храма Казанской Иконы Пресвятой Богородицы при академии ФСО России в Орле водрузили крест. Сайт Орел-регион. URL:https://regionorel.ru/novosti/society/na_glavnom_kupole_khrama_kazanskoy_ikony_presvyatoy_bogoroditsy_pri_akademii_fso_rossii_v_orle_vodru/

[8] Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Орле. Сайт: Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/5853676.html

[9] там же

[10] Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Орле. / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5853676.html

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 28 Март 2024
Вверх