Русское костяное кружево: Как создавали свои шедевры холмогорские мастера.

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 893
  • Комментариев: 0
  • Печатать
Русское костяное кружево: Как создавали свои шедевры холмогорские мастера.b2ap3_thumbnail_00001_20211012-110048_1.jpg

 

Непревзойденными мастерами резьбы по кости, конечно же, считаются китайские умельцы, ведь в Поднебесной этим ремеслом занимаются уже не одну тысячу лет. Но в России тоже было и есть немало талантливых резчиков. Особенно богатая и славная история у холмогорской косторезной школы. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.



На Крайнем Севере резьба по кости издавна является традиционным для этих мест промыслом. И это неудивительно – ведь здесь жители в больших количествах добывают не только рыбу, но и клыки моржей, называемые здесь «рыбьим зубом». Случалось также, находили и ископаемых мамонтов. И моржовая, и мамонтовая кость являются прекрасным материалом для резьбы. Моржовая кость очень красива – она имеет либо белый, либо желтоватый цвет, структура ее неоднородна. Что же касается кости мамонта – это уникальный и очень прочный материал. За тысячи лет в результате минерализации бивни приобретают самые разные оттенки – они могут быть оранжевыми, розовыми, фиолетовыми...

 


Особенно славились своим мастерством резчики из Холмогор. Поселение, возникшее в XIV веке на берегу Северной Двины, считается родиной этого древнего промысла.

b2ap3_thumbnail_00002_20211012-110049_1.jpg

Холмогоры



Холмогорские резчики освоили и виртуозно владели самыми разными приемами работы с костью – гравировкой с окрашиванием, рельефной и ажурной резьбой...

b2ap3_thumbnail_00003_20211012-110050_1.jpg

Контурная резьба или гравировка по кости



Гравировку используют, когда хотят добиться впечатляющего эффекта, максимально сохранив естественную красоту используемого материала. В основном ее применяют на клыках моржей и зубах кашалотов.

b2ap3_thumbnail_00004_20211012-110051_1.jpg

Ажурная резьба



b2ap3_thumbnail_00005_20211012-110052_1.jpg

Традиционный холмогорский завиток



Холмогорские иконы

Большая их часть относится к XVIII – нач. XIX вв. Выполнены иконы с большим мастерством, особенно впечатляет тонкая и выразительная рельефная резьба при изображении святых.

b2ap3_thumbnail_00006_20211012-110053_1.jpg

Икона «Димитрий, митрополит Ростовский» Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка. ГИМ



А это редкая и одна из самых ценных икон, «Преображение Господне». Очень красиво ее обрамление, выполненное в виде лент и рокайлей (элемент орнамента стиля рококо, похожий на завиток раковины).

b2ap3_thumbnail_00007_20211012-110053_1.jpg

Икона «Преображение Господне»



b2ap3_thumbnail_00008_20211012-110054_1.jpg

Икона «Тайная вечеря»



b2ap3_thumbnail_00009.jpg

Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00010.jpg

Икона «Воскресение», вторая половина XVIII века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, слюда, ажурная резьба, рельефная резьба, цветная гравировка



b2ap3_thumbnail_00011.jpg

Икона «Воскресение»,первая половина XIX века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, ткань, ажурная резьба, рельефная резьба



b2ap3_thumbnail_00012.jpg

Икона «Воскресение и 12 праздников» Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба. ГИМ



Портреты и скульптурные композиции

b2ap3_thumbnail_00013.jpg

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска



b2ap3_thumbnail_00014.jpg

Портрет императрицы Екатерины II Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка. ГИМ


Для придания большей торжественности портрету, резчик разместил его в пышном обрамлении из многочисленных холмогорских завитков.

Многие молодые мастера мечтали удивить всех своим умением, вырезав что-то необыкновенное, то, что до них никто не делал. Однажды два брата как-то похвастались, что смогут вырезать изображения всех русских царей. А в то время умение вырезать портреты считалось высшей степенью мастерства. И что же? Через несколько лет они смогли выполнить то, что обещали - на декоративной пластине вырезали 61 портрет правителей, начиная от Рюриковичей и заканчивая Елизаветой.

b2ap3_thumbnail_00015.jpg

Резчик Шубный Яков Иванович Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00016.jpg

Скульптура «Петр I - победитель шведов» . 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00017.jpg

Конная скульптура Петра Великого



Моржовая и мамонтовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат: русские мастера вырезали их с XVII века.

b2ap3_thumbnail_00018.jpg

Шахматы. Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00019.jpg

Шахматы. Архангельская губерния XVIII век. Бивень мамонта, Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка

 

Ларчики

b2ap3_thumbnail_00020.jpg

Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. ГИМ

Ларчик собран из отдельных костяных дощечек.

b2ap3_thumbnail_00021.jpg

Ларчик-подголовник Архангельская губерния. XVIII век Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска



b2ap3_thumbnail_00022.jpg

Ларец-теремок Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00023.jpg

Ларец-теремок свадебный Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00024.jpg

Ларец-теремок свадебный Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00025.jpg

Коробочки «Суд царя Соломона», «Курильщики», «Коробочка-туфелька», «Коробочка-яйцо». Вторая половина XVIII века Моржовый клык, Ажурная, рельефная резьба, гравировка

 

Настольные кабинетики

По форме своей напоминают секретеры, со множеством ящичков, но без столешницы.

b2ap3_thumbnail_00026.jpg

Настольные кабинетики



b2ap3_thumbnail_00027.jpg

Настольный кабинетик сер. XVIII века

 

b2ap3_thumbnail_00028.jpg

Настольный кабинетик-подчасник VVIII век моржовая кость

 

b2ap3_thumbnail_00029.jpg

 

 

Конец XVIII-начало XIX века

На рубеже XVIII-XIX веков мастера наконец-то выпускают на волю свою фантазию: из-под их резца выходят причудливые орнаменты, портреты, жанровые композиции, состоящие из нескольких фигур.

b2ap3_thumbnail_00030.jpg

Коробка для рукоделия Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл. Токарная, ажурная, рельефная резьба. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00031.jpg

Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба. ГИМ



b2ap3_thumbnail_00032.jpg

Памятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Работа А. Коржавина. Начало XIX века

 

XIX век

Классицизм, новый стиль начала XIX века, не мог не отразиться и на работах холмогорских мастеров – они становятся более строгими и лаконичными по форме, а их орнамент – более миниатюрным. Именно тогда работу холмогорских резчиков стали называть ювелирной.

b2ap3_thumbnail_00033.jpg

Крышка туалетной коробки. Первая четверть XIX века. Холмогоры Архангельской губ. Кость, дерево, бумага. Резьба, гравировка. Русский музей.



b2ap3_thumbnail_00034.jpg

Веер. Вторая половина XIX века.



b2ap3_thumbnail_00035.jpg

Цепь ордена Андрея Первозванного . 21 ажурный медальон. Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка . ГИМ



b2ap3_thumbnail_00036.jpg

Картина «Прощание с императором Александром I» Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска. ГИМ



Хотя создатели всех этих шедевров, виртуозы своего дела, чаще всего так и остались для нас неизвестными, несколько имен история все же сохранила.

Братья Шешенины

В письменных документах XVII века, касающихся холмогорских резчиков, записано, что местные мастера, братья Шешенины были вызваны в Москву самим царем для работы в Оружейной Палате. Им было поручено отреставрировать царский костяной трон Ивана III, который в XV веке сделали греческие мастера. Братья-поморы не подвели, с работой справились – отреставрировали трон. Взглянуть на их великолепную работу можно и сейчас – этот древнейший трон находится в Оружейной Палате Московского Кремля.

b2ap3_thumbnail_00037.jpg

Костяной трон. Оружейная Палата



Шешенины же так и остались работать в столице, и почитались они там лучшими костерезами.

Дудин Осип Христофорович

Родился в Архангельской губернии в простой крестьянской семье.
Сейчас в музеях находятся две его резные кружки, выполненные в 70-е годы XVIII века. На них Дудин вырезал рельефные портреты русских царей и князей.
Одна из них, 1774 — 1775 rr., хранится в Эрмитаже. На ее поверхности на фоне тонкой ажурной резьбы в четыре ряда расположены пятьдесят восемь! портретов (от Рюрика до Екатерины II). Портретами украшена также и поверхность крышки, венчают которую изображения символов власти – короны и державы. Основа кружки выполнена из рога контрастного темного цвета.

b2ap3_thumbnail_00038.jpg

Дудин О.Х. Кружка с 58 портретными изображениями. 1774-1775. Резная кость Государственный Эрмитаж



b2ap3_thumbnail_00039.jpg

Кружка из слоновой кости с резными портретами Высочайших Особ, находящаяся в монастырской ризнице.Соловецкий монастырь.Работа мастера О. Дудина



b2ap3_thumbnail_00040.jpg

Костяные кубки с крышками, Мастерская Дудина О. Х.: Кубок с портретом императрицы Елизаветы Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка; Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска. ГИМ

 

Верещагин Николай Степанович

Одним из самых известных мастеров конца XVIII - начала XIX веков был Николай Степанович Верещагин. Сохранилось несколько его шедевров - декоративных ваз , которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

b2ap3_thumbnail_00041.jpg

Мастерская Верещагина, Ваза «Времена года» Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк Токарная, ажурная, рельефная резьба



b2ap3_thumbnail_00042.jpg

Верещагин Н.С. Ваза. 1798. Резная кость Государственный Эрмитаж



И в заключение - несколько великолепных работ современных холмогорских мастеров-резчиков:

b2ap3_thumbnail_00043.jpg

Гурьев Александр Степанович
Коробочка-репка. 1978 Кость Ажурная резьба
Ваза «Завиток». 1980 Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова

 

b2ap3_thumbnail_00044.jpg

Осипов Геннадий Федорович, заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба
Коробочка «Птица». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба
Нож «Фантазия». 2003 Кость. Ажурная, рельефная резьба
Норкин Валерий Владимирович
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба

 

b2ap3_thumbnail_00045.jpg

Просвирин Виталий Александрович , заслуженный художник РФ
Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба
Ваза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба
Скульптура «Охота на медведя»


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150518/38952/

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 19 Апрель 2024
Вверх