К юбилею МАСТЕРА.

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 73
  • Комментариев: 0
  • Печатать
 

b2ap3_thumbnail_unnamed_20191105-200158_1.jpg
Алексей Николаевич Донцов родился в 1949 году в Ленинграде. Там же закончил ЛЭИС им. проф. М. А. Бонч-Бруевича по специальности конструктора-технолога радиоаппаратуры, где остался преподавать. Эта специальность сильно помогла в освоении технических и дизайнерских навыков в ювелирном деле. Но постоянная тяга к свободе и приключениям оказалась сильнее желания дописывать диссертацию. Поэтому начались поездки по всей стране в геологические и археологические экспедиции. Удалось поработать на добыче мамонтовой кости и даже ловить речной жемчуг в Карелии и на Дальнем Востоке страны.

        Привозя всякие интересные камни из странствий, развлекался их обработкой и учился у известного коллекционера и камнереза Вадима Винчи. Собрание его минералов сейчас хранится на кафедре Минералогии в Петербургском университете. Тогда, в далёких 1970-х, впервые вживую увидел работу профессионального ювелира. Заболел мечтой освоить новую специальность и вскоре стал учеником Валерия Стрельчука, которого и в шутку и всерьёз называли вторым Павлом Овчинниковым.

Уже в 1979 году впервые выставился на осенней выставке в зале Союза Художников. Ещё одним из великолепных учителей Алексея Николаевича стал миниатюрист Владимир Иванович Михайлов. Музеи Московского Кремля в начале 90-х закупили около сотни его великолепных портретных миниатюр, написанных по горячей эмали.

         Имея таких замечательных учителей  смог достичь неплохого технического уровня в изделиях, что необходимо для творчества. Переломным моментом в жизни стало знакомство и дружба с архимандритом Зеноном (иконописцем и теологом) из Псково-Печёрского монастыря, который сформулировал мысль о том, что лучшие произведения в живописи, архитектуре и литературе созданы людьми именно  в религиозном  искусстве. Религия — это душа народа. В любом произведении, даже светском, должна быть идея или мысль. Человек создан по образу и подобию Божию. С образом все так или иначе понятно, а о подобии люди почти не задумываются. А подобие в том, что Создатель — творец, и человек тоже рождён для творчества. Творцом можно быть в любой профессии и, особенно, в художественной. Летом 1990 года получил благословение от Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II работать на Благо Церкви. Работы, созданные Алексеем Донцовым, находятся в православных монастырях и храмах России, Греции (Афон), Финляндии, Грузии и в частных собраниях.

         Фотографий работ 90-х и начала 2000-х сохранилось немного, их можно найти в журналах и каталогах. Тогда цветная фотография была некачественная, а слайды дороги и плохо хранились. Хороший опыт и знания дало участие в ювелирных выставках, где можно познакомиться с творчеством других художников и пообщаться. Тогда начались публикации в журналах «Русский Ювелир», «Антикварное обозрение», «Мир металла» и других.

          Участие в международной ювелирной выставке JUNWEX в течение девяти лет дали девять первых мест конкурса «Лучшие украшения в России» в номинациях «Христианское искусство» и «Сохранение ювелирных традиций». Были выставки в Доме правительства России, в Кремле в приёмной президента. Особенно много внимания художник получил после участия в ювелирном конкурсе Гохрана, где его работа была удостоена Гран-При. Состоялись выставки в Государственном Историческом музее, в Алмазном Фонде в Кремле. Алексей Донцов — Кавалер орденов Карла Фаберже, Михаила Перхина и Франца Бирбаума. 

b2ap3_thumbnail_unnamed-1_20191105-200151_1.jpg

          Теперь о работах. Особо отметим работы, получившие Гран-При в Гохране. Это ковш «Ладья», лампада «Памяти погибших в Блокаде Ленинграда» и «Преображение Савла».

b2ap3_thumbnail_unnamed-2_20191105-200152_1.jpg

 

Ковш «Ладья» длиной 9.9 см и высотой 11.1 см ( 2015 г.) выполнен в форме русской ладьи с головой дракона на ручке, со щитами на борту и камнями-самоцветами.
Материалы и техники: серебро 925 пробы, позолота, перегородчатые расписные эмали, аметист, гранат, выколотка, чеканка.

Награждение лауреатов конкурса Гохрана проходило в Государственном Историческом музее. Как вспоминает Алексей Николаевич, когда он подходил к музею и увидел огромный плакат с ковшом, то понял, что выиграл конкурс.

Алексей Донцов о своих работах:
 

b2ap3_thumbnail_unnamed-3_20191105-200153_1.jpg

Лампада «Памяти погибших в Блокаде Ленинграда»(2016)
Диаметр лампады 12.5 см;

Материалы и техники: серебро, позолота, перегородчатые расписные эмали, чеканка, выдавка, гравировка.

— «Мысль о сотнях тысяч погибших защитников и жителей Ленинграда давно сидела в голове. И в нашей семье  в Блокаде много невосполнимых потерь. То, что это будет лампада, понял сразу. Но над эскизами работал несколько месяцев. Лампада разбита условным изображением Храма на три части. Блокадный день с Исаакиевским собором, зенитками, аэростатами и мрачным небом. Блокадная ночь с мраком и прожекторами на небе и видом на Петропавловскую крепость. И с Ангелом на шпиле Петропавловской крепости и надписью памяти погибших. Город защищал и наш Балтийский флот, стоящий прямо на Неве. Отсюда якоря на цепях».

b2ap3_thumbnail_unnamed-4_20191105-200154_1.jpg

«Преображение Савла»(2016)
Размеры: 21.5 х 17.2 см.;
Материалы и техники: серебро, позолота, перегородчатые расписные эмали

—«Сюжет Преображения Савла редкий и в иконах его не встречал. Когда познакомился с сербским иконописцем Тодором Митровичем увидел в его работах сразу три варианта этого сюжета, то был восхищён. Как сильно Тодор донёс потрясение богоборца Савла от встречи с Создателем. Захотел сделать оклад к этой работе, и это затянулось на целых пять лет. Здесь из облака говорит сам Создатель. Савлу так страшно, что он упал и ослеп. Справа стены Дамаска, куда ехал Савл истреблять христиан. Поднялся ветер и деревья гнутся от Гласа Господня. После этой встречи Савл преобразился и стал апостолом Павлом». 

b2ap3_thumbnail_unnamed-5_20191105-200155_1.jpg


«Икона св. Николая Чудотворца (оплечный образ) (2018)
размеры: 29.6 x 17.7 см.;
Материалы и техники: Серебро, позолота, перегородчатые расписные эмали.

— "Одна из моих любимых. Удалось создать гармоничную композицию и многим хочется общаться с этой иконой и молиться. Значит цель достигнута».

b2ap3_thumbnail_unnamed-6_20191105-200155_1.jpg

Ковш «Анненский»(2018)
Длина 14.2 см.
Материалы и техники: серебро, позолота, перегородчатые расписные эмали, монета рубль 1732 года с гильошированной эмалью, аметисты, выколотка и чеканка.

—«Как то попались мне интересные материалы о царствовании императрицы Анны Иоановны. После её смерти Елизавета Петровна узурпировала трон и постаралась вычеркнуть все её успехи из памяти современников. Осталось в голове лишь Бироновщина и Ледяной дом. Оказалось, что Анна первым указом вернула столицу в Санкт-Петербург, а вторым стала возрождать Российский флот, сгнивший после смерти Петра I. Это оба детища Петра. Утвердила Андреевский флаг, учредила Кадетский корпус, начала одевать в камень Адмиралтейство и Петропавловскую крепость. Совершила (генерал Миних ) три успешных похода в Крым, откуда вывели более 100 000 русских рабов. По выплавке чугуна и стали Россия в 1.4 раза превзошла Англию».

b2ap3_thumbnail_unnamed-7_20191105-200156_1.jpg

  Чашка с блюдцем «Подсолнухи»(2017)
Чашка диаметром 8.8 см, блюдце диаметром 12.6 см.
Материалы и техники: серебро, перегородчатые расписные эмали, аметисты, выдавка, чеканка.

—«Путешествуя по Крыму три года назад был потрясён бескрайними полями  подсолнухов. Пейзажи достойные кисти Ван Гога. Красота необыкновенная! В память о поездке сделал чашку, где в центре завуалированный двуглавый орёл, похожий на наше присутствие в Тавриде».

b2ap3_thumbnail_unnamed-8_20191105-200157_1.jpg

Икона св. благоверного князя Александра Невского (2018)
Размеры 22.2 x11.2 см.
Материалы и техники: Серебро, позолота, перегородчатые расписные эмали, гранаты.

—«Скопировано с мозаики, выполненной по эскизам В. Васнецова в храме Спаса-на-крови. Сюжет очень тронул сердце так, что захотелось создать икону».

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 22 Ноябрь 2019
Вверх