Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах"

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 112
  • Комментариев: 0
  • Печатать

Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
«О народных художественных промыслах»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ
«О народных художественных промыслах» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 234; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 50, ст. 5248;
2006, № 52, ст. 5479; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30. ст, 3616; 2012, № 53, ет. 758
2017, № 31, ст. 4783} следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемоедостояние Российской Федерации, особый раздел традиционных знаний и однуиз форм народного творчества, которые коллективно сохраняются и передаются из поколения в поколение народами Российской Федерации, носят динамичный и развивающийся характер.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов
является важной государственной задачей.».

2) после преамбулы дополнить словами:

«Глава 1. Общие положения»;

3) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

2

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между
физическими лицами, юридическими лицами, признанными В соответствии
с настоящим Федеральным законом субъектами деятельности в области народных
художественных промыслов на территории Российской Федерации, иными
гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти Российской
Федерации, органами местного самоуправления в процессе создания, реализации
и иного обращения продукции народных художественных промыслов и другой
продукции с использованием художественно-стилевых особенностей или технологий
изделий народных художественных промыслов, а также при формировании
и реализации государственной политики в области народных художественных
промыслов.»:

4) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:

аккредитация юридических и физических лиц на право использования
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов - процедура официального подтверждения права
физических и юридических лиц на использование художественно-стилевых
особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов,
включенных в Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей
изделий и технологий народных художественных промыслов, осуществляемое
саморегулируемыми организациями народных художественных промыслов
в отношении соответствующего вида народного художественного промысла
в зависимости от видов использования;

Государственный реестр мест традиционного бытования народных
художественных промыслов — часть государственной информационной системы
промышленности, содержащая систематизированный свод документированных
сведений 06 установленных местах традиционного бытования народных

художественных промыслов на территории субъектов Российской Федерации;
3

деятельность в области народных художественных промыслов - деятельность
по сохранению, созданию, возрождению, распространению изделий народных
художественных промыслов и обучению в области народных художественных
промыслов;

изделие народного художественного промысла - художественное изделие
утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии
с художественно-стилевыми особенностями народного художественного промысла
и применяемыми технологиями конкретного народного художественного промысла,
наделенное этим статусом в соответствии с настоящим Федеральным законом,
и включенное в Общероссийский реестр изделий, типовых образцов и произведений
народных художественных промыслов;

изделие народного художественного промысла признанного художественного
достоинства - изделие народного художественного промысла, имеющее высокую
художественную ценность, выполненное в соответствии с традициями
и применяемыми технологиями конкретного народного художественного промысла
посредством творческого ручного и (или) механизированного ручного труда,
изготовленное организациями народных художественных промыслов или
творческими работниками в области народных художественных промыслов,
включенное в Общероссийский реестр образцов изделий народных художественных
промыслов признанного художественного достоинства;

мастер народного художественного промысла — творческий работник,
изготавливающий изделия народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства, и наделенный этим статусом в соответствии
с настоящим Федеральным законом;

место традиционного бытования народного художественного промысла —
территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии
с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его

социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые

ресурсы;
4

народный художественный промысел — деятельность, основанная
на традиционных знаниях народов Российской Федерации, по созданию
художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения,
осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития
традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого
ручного и (или) механизированного ручного труда творческих работников в области
народных художественных промыслов;

научно-творческая лаборатория народных художественных промыслов —
временный трудовой коллектив исследователей, дизайнеров, технологов, мастеров
народных художественных промыслов, других работников, преподавателей,
связанных исследованиями в области сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов, воссоздания утраченных технологий народных
художественных промыслов, созданием типовых образцов изделий народных
художественных промыслов, отбором и поддержкой талантливых детей и молодежи
в области народных художественных промыслов, оказанием методической помощи
в их дальнейшем творческом развитии, через организацию научно-творческих
мероприятий по профилю научно-творческой лаборатории, наделенная этим
статусом в порядке, определенном уполномоченным органом;

Общероссийский классификатор народных художественных промыслов и мест
традиционного бытования - систематизированный для классификации и кодирования
информации о народных художественных промыслах перечень наименованных
объектов, каждому из которых дан уникальный код, включающий указание на вид
производства изделий народных художественных промыслов, группу изделий
народных художественных промыслов, непосредственно изделия народных
художественных промыслов, место традиционного бытования народных
художественных промыслов;

Общероссийский реестр изделий, типовых образцов и произведений народных
художественных промыслов - часть государственной информационной системы
промышленности, содержащая данные об изделиях, типовых образцах и

произведениях народных художественных промыслов;
5

Общероссийский реестр образцов изделий народных художественных
промыслов признанного художественного достоинства — часть государственной
информационной системы промышленности, содержащая данные о регистрации
образцов изделий народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров);

Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий
и технологий народных художественных промыслов — Часть государственной
информационной системы промышленности, содержащая данные о художественно-
стилевых особенностях и технологиях народных художественных промыслов,

произведение народного художественного промысла — произведение
изобразительного и (или) декоративно-прикладного искусства, воплощенное
в изделии народного художественного промысла;

резидент территории сохранения и развития традиций и уклада бытования —
физическое лицо или юридическое лицо, государственная регистрация которого
осуществлена на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
согласно законодательству Российской Федерации, с которым заключено
в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении
деятельности на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
(далее - соглашение об осуществлении деятельности) и которое включено в реестр
резидентов территории сохранения и развития традиций и уклада бытования (далее -
реестр резидентов);

субъект деятельности в области народных художественных промыслов —
юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане,
осуществляющие деятельность в области народных художественных промыслов на
территории Российской Федерации;

творческая мастерская народных художественных промыслов в целях
настоящего Федерального закона — специально оборудованное помещение,
сооружение, используемое мастером или объединением мастеров народного

художественного промысла, исключительно в качестве места для создания изделий

6

народных художественных промыслов, и наделенное этим статусом в порядке,
определенном уполномоченным органом;

творческий работник в области народных художественных промыслов —
физическое лицо, которое создает изделия народных художественных промыслов или
интерпретирует их путем творческого варьирования;

творческое варьирование - одна из форм проявления народного творчества,
основной метод воспроизведения типового образца изделия народного
художественного промысла, который предусматривает внесение изменений
и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное
художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного
уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла
в сравнении с его типовым образцом;

территория сохранения и развития традиций и уклада бытования — места
традиционного бытования народных художественных промыслов, на которых
в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, а также
в определяемый им срок установлен особый правовой режим осуществления
предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных
условий для возрождения сохранения и развития традиций народных
художественных промыслов, уклада бытования, являющихся значимыми ДлЯ
укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных
и культурных ценностей народов Российской Федерации, привлечения инвестиций,
обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания
комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

технология народного художественного промысла — совокупность исторически
сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места
традиционного бытования народного художественного промысла традиционных
приемов мастерства, процессов производства и материалов для изготовления изделий
народных художественных промыслов;

типовой образец изделия народного художественного промысла — образец

изделия, в котором выражены художественно-стилевые особенности народного
Я

художественного промысла, выполненный в виде готового изделия
и предназначенный для воспроизведения в установленном порядке, в том числе
с применением творческого варьирования, включенный в Общероссийский реестр
изделий, типовых образцов и произведений народных художественных промыслов;

традиционные знания в области народных художественных промыслов —
накопленные знания, ноу-хау, навыки и практики нескольких поколений,
проживающих в местах традиционного бытования народных художественных
промыслов, которые являются результатом их творчества, развиваются,
поддерживаются и передаются из поколения в поколение, образуя неотъемлемую
часть локальной культурной и духовной самобытности;

уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в области народных художественных промыслов;

Федеральный экспертный совет по народным художественным промыслам при
уполномоченном органе — экспертно-консультационный орган, формируемый
уполномоченным органом из представителей субъектов деятельности в области
народных художественных промыслов в целях экспертного сопровождения
принимаемых решений в области народных художественных промыслов;

художественно-стилевые особенности изделий народного художественного
промысла - совокупность изобразительных элементов, характерных для изделий
определенного народного художественного промысла, и средств художественной
выразительности, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных
и природных факторов места традиционного бытования народного художественного
промысла;

центр народных художественных промыслов - некоммерческая организация,
реализующая деятельность в области развития народных художественных
промыслов, формирующая поддерживающую инфраструктуру для их сохранения,
возрождения и развития и наделенная этим статусом в порядке, определенном

уполномоченным органом;

8

производитель изделий народных художественных промыслов — юридическое
или физическое лицо, основным видом деятельности которого является производство
изделий народных художественных промыслов.

5) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Основы государственной политики в области народных
художественных промыслов

1. Государственная политика в области народных художественных промыслов
представляет собой составную часть государственной социально-экономической
политики, направленной на сохранение, возрождение, развитие, популяризацию
и продвижение народных художественных промыслов.

2. Основными целями государственной политики в области народных
художественных промыслов являются:

1) сохранение и развитие существующих видов народных художественных
промыслов;

2) возрождение утраченных видов народных художественных промыслов;

3) стимулирование субъектов деятельности в области народных
художественных промыслов повышать конкурентоспособность, обеспечивать
качество изделий народных художественных промыслов;

4) создание условий для продвижения изделий народных художественных
промыслов и формирования эффективной системы продаж изделий народных
художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынке;

5) противодействие незаконному использованию художественно-стилевых
особенностей изделий народных художественных промыслов;

6) создание условий для сохранения и развития традиционных компетенций и
повышения кадрового потенциала в области народных художественных промыслов;

7) создание благоприятного инвестиционного климата и условий для
стимулирования инвестиций в области народных художественных промыслов;

8) сохранение и развитие мест традиционного бытования народных

художественных промыслов,

9

9) развитие туризма, туристской индустрии, туристских маршрутов и
продуктов на основе народных художественных промыслов и мест их традиционного
бытования;

10) просветительская деятельность в области народных художественных
промыслов.

3. Основные направления государственной политики в области народных
художественных промыслов:

1) формирование и регулирование рынка изделий народных художественных
промыслов, развитие его инфраструктуры;

2) государственная поддержка субъектов деятельности в области народных
художественных промыслов;

3) защита экономических интересов добросовестных субъектов деятельности
в области народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках,
содействие расширению их доступа на рынки сбыта изделий народных
художественных промыслов, создание специализированной розничной торговой сети
производителей изделий народных художественных промыслов;

4) стимулирование взаимодействия субъектов деятельности в области
народных художественных промыслов с современными дизайнерами, формирование
устойчивых творческих связей;

5) проведение научных исследований, направленных на сохранение,
возрождение и развитие народных художественных промыслов;

6) создание условий для сохранения и развития мест традиционного бытования
народных художественных промыслов;

7) совершенствование системы подготовки и — дополнительного
профессионального образования кадров в области народных художественных
промыслов;

8) государственная поддержка развития туризма, туристской индустрии,
туристских маршрутов и продуктов на основе народных художественных промыслов

и мест их традиционного бытования;
10

9) государственная поддержка просветительской деятельности в области
народных художественных промыслов.

4. Для реализации государственной политики В области народных
художественных промыслов могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств субъектам деятельности в области
народных художественных промыслов;

2) информационное обеспечение субъектов деятельности в области народных
художественных промыслов, а также предоставление им консультационной помощи;

3) разработка и реализация программ развития просветительской деятельности
в области народных художественных промыслов,

4) участие общественных организаций в формировании и реализации
государственной политики в области народных художественных промыслов,

5) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.».

6) дополнить статьей 4.1. следующего содержания:

«Статья 4.1. Основные направления государственной поддержки в области
народных художественных промыслов

1. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают экономические,
социальные и иные условия для сохранения; возрождения и развития организаций
народных художественных промыслов, перечень которых утверждается
уполномоченным органом в установленном Правительством Российской Федерации
порядке.

2. В перечень, указанный в части | настоящей статьи, входят организации
народных художественных промыслов, соответствующие критериям, установленным
уполномоченным органом. Уполномоченный орган в установленном Правительством
Российской Федерации порядке утверждает перечень организаций народных
художественных промыслов и размещает его на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку
творческим мастерским народных художественных промыслов, центрам народных

художественных промыслов, научно-творческим лабораториям народных

ПИ

художественных промыслов, саморегулируемым организациям в области народных
художественных промыслов В установленных Правительством
Российской Федерации порядке и направлениях деятельности.

4. Уполномоченный орган наряду с полномочиями в области народных
художественных промыслов, установленными Правительством
Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона осуществляет
также следующие полномочия в области народных художественных промыслов:

осуществляет формирование и ведение Общероссийского реестра
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов, Общероссийского реестра изделий, типовых образцов и
произведений народных художественных промыслов, Общероссийского реестра
образцов изделий народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства, Государственного реестра мест традиционного
бытования народных художественных промыслов;

устанавливает порядок отнесения изделий к изделиям народных
художественных промыслов признанного художественного — достоинства
и регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства;

устанавливает порядок установления мест традиционного бытования народных
художественных промыслов;

утверждает порядок внесения изделий народного художественного промысла
в Общероссийский реестр изделий, типовых образцов и произведений народных
художественных промыслов;

утверждает положение о Федеральном экспертном совете и типовое положение
о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам;

утверждает перечень видов производств и групп изделий народных
художественных промыслов;

устанавливает правила создания и функционирования центров, научно-
творческих лабораторий и творческих мастерских народных художественных

промыслов;

[2

осуществляет формирование и ведение реестра саморегулируемых
организаций в области народных художественных промыслов, принимает решение
о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр
саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов или
об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр
саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов,
а также принимает решение о прекращении статуса саморегулируемой организации;

утверждает требования к документам, представляемым для включения
в единый реестр саморегулируемых организаций в области народных
художественных промыслов;

утверждает требования к составлению сметы саморегулируемой организации
в области народных художественных промыслов, отражающей возможность
осуществления такой саморегулируемой организацией своих функций;

утверждает требования к руководителю саморегулируемой организации
в области народных художественных промыслов;

размещает на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об общем количестве
субъектов деятельности в области народных художественных промыслов каждого
вида народных художественных промыслов;

утверждает порядок ведения реестра резидентов территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования, состав сведений, содержащихся в реестре
резидентов, а также порядок представления в органы государственной власти, в том
числе налоговые органы, в орган местного самоуправления или органы местного
самоуправления в соответствии с их полномочиями документов, подтверждающих
статус резидента территории сохранения и развития традиций и уклада бытования;

утверждает форму заявки на заключение соглашения об осуществлении
деятельности в качестве резидента территории сохранения и развития традиций

и уклада бытования;

13

утверждает примерную форму бизнес-плана, прилагаемого к заявке
на заключение соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента
территории сохранения и развития традиций и уклада бытования;

утверждает форму — свидетельства, удостоверяющего — регистрацию
индивидуального предпринимателя или юридического лица в качестве резидента
территории сохранения и развития традиций и уклада бытования.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
оказывают поддержку народным художественным промыслам в соответствии
с законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления поселения, городского поселения,
муниципального, городского округа, муниципального района, муниципальных
округов участвуют в сохранении, возрождении и развитии народных художественных
промыслов соответственно в поселении, муниципальном, городском округе,
муниципальном районе, муниципальном округе.

7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
предусматривают меры по развитию народных художественных промыслов и мест их
традиционного. бытования во всех государственных (национальных) и
муниципальных программах и проектах экономического, пространственного,
экологического, культурного, социального, национального развития.»;

7) в статье 5:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. К организациям народных художественных промыслов относятся
юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности,
основным видом деятельности которых с даты принятия настоящего Федерального
закона является деятельность по созданию изделий народных художественных
промыслов и в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или
иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг,
выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных

художественных промыслов, по данным федерального государственного
14

статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее
50 процентов.»;

6) пункт 3 после слов «организаций народных художественных промыслов»
дополнить словами «, указанных в пункте | статьи 4.1. настоящего Федерального
закона,»;

8) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Статус мастера народного художественного промысла

1. Статус мастера народных художественных промыслов присваивается
государственными органами власти субъектов Российской Федерации в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации, творческим работникам в
области народных художественных промыслов, осуществляющим свою деятельность
на условиях трудового договора или гражданско-правового договора с организацией,
центром или научно-творческой лабораторией народных художественных
промыслов, либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования
юридического лица, либо в качестве самозанятого лица.

2. Мастера народных художественных промыслов осуществляют свою
деятельность на основе типового положения о мастерах народных художественных
промыслов, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою
деятельность на условиях трудового договора или гражданско-правового договора
с организацией, центром или научно-творческой лабораторией народных
художественных промыслов, либо в качестве индивидуального предпринимателя без
образования юридического лица, либо в качестве самозанятого лица.

4. Мастера народных художественных промыслов имеют право на получение
имущественной поддержки от органов государственной власти и органов местного
самоуправления путем передачи в соответствии с законодательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными
правовыми актами во владение и (или) в пользование помещений (мастерских, ателье,
студий) на льготной основе.

5. Мастера народных художественных промыслов имеют право:
15

а) на безвозмездное пользование фондами общедоступных библиотек, а также
на доступ к музейным предметам, музейным коллекциям и архивным документам,
относящимся к области народных художественных промыслов;

6) на бесплатное дополнительное профессиональное образование по профилю
деятельности один раз в три года.

6. Мастера народных художественных промыслов, постоянно проживающие
в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют
право:

а) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения. Размер, условия и порядок возмешения расходов, связанных
с предоставлением указанных мер поддержки мастерам народных художественных
промыслов, устанавливаются Правительством Российской Федерации
и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

6) на предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда в случае учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (вне очереди
жилых помещений по договорам социального найма);

в) участие в государственных программах обеспечения жильем граждан,
условия и порядок участия в которых мастеров народных художественных
промыслов устанавливаются Правительством Российской Федерации
и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

7. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования к деятельности
в области народных художественных промыслов могут быть установлены
дополнительные меры государственной поддержки молодых мастеров народных
художественных промыслов, условия И порядок представления которых
устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета.

8 Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть
установлены дополнительные меры социальной защиты мастеров народных

художественных промыслов.

16

9. Порядок реализации мастерами народных художественных промыслов прав,
предусмотренных пунктом 5 и подпунктом «б» пункта 6 настоящей статьи,
устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета.»;

9) дополнить статьями 6.1. — 6.3. следующего содержания:

«Статья 6.1. Творческие мастерские народных художественных промыслов

1. Статус творческих мастерских народных художественных промыслов
в порядке, определенным уполномоченным органом, присваивается помещениям,
которые соответствуют установленным уполномоченным органом требованиям.

2. Правила создания и функционирования творческих мастерских народных
художественных промыслов утверждаются уполномоченным органом и содержат
основные требования к помещениям, претендующим на статус творческих
мастерских.

2. Основной задачей творческих мастерских народных художественных
промыслов является создание условий для изготовления изделий народных
художественных промыслов, сохраняющих, возрождающих и развивающих традиции
народных художественных промыслов данного места традиционного бытования.

3. В целях настоящего Федерального закона деятельность творческих
мастерских народных художественных промыслов не может являться частью
производственного процесса или процесса управления деятельностью организаций
народных художественных промыслов.

Статья 6.2. Научно-творческие лаборатории народных художественных
промыслов

1. Статус научно-творческих лабораторий народных художественных
промыслов в порядке, определенном уполномоченным органом, присваивается
трудовым коллективам, созданным на основе организаций народных
художественных промыслов и юридических лиц любых организационно-правовых
форм и форм собственности, имеющих право на ведение научной деятельности.

2. Научно-творческие лаборатории народных художественных промыслов

осуществляют свою деятельность на основе правил создания и функционирования
ТУ

научно-творческих лабораторий народных художественных — промыслов,
утверждаемых уполномоченным органом.

3. Основной задачей научно-творческих лабораторий народных
художественных промыслов является проведение научных исследований
и выполнение опытно-конструкторских разработок, направленных на сохранение,
возрождение и развитие народных художественных промыслов.

Статья 6.3. Центры народных художественных промыслов

1. Статус центров народных художественных промыслов в порядке,
определенным уполномоченным органом, присваивается некоммерческим
организациям, которые соответствуют установленным уполномоченным органом
требованиям.

2. Центры народных художественных промыслов осуществляют свою
деятельность на основе правил создания и функционирования центров народных
художественных промыслов, которые утверждаются уполномоченным органом,
определяют основания присвоения статуса центра народных художественных
промыслов, и содержат основные требования некоммерческим организациям,
претендующим на статус центров народных художественных промыслов.

3. Основной задачей деятельности центров народных художественных
промыслов является формирование инфраструктуры и условий для сохранения,
возрождения и развития традиций народных художественных промыслов в субъекте
Российской Федерации или в конкретном месте традиционного бытования.

4. Центры народных художественных промыслов могут создаваться на основе
соглашения о государственно-частном партнерстве или муниципально-частном
партнерстве, и на основе указанного соглашения деятельность центров народных
художественных промыслов может являться частью производственного процесса или
процесса управления деятельностью организаций народных художественных
промыслов - участников указанного соглашения.»;

10) после статьи 6.3 дополнить словами следующего содержания:

«Глава 2. Места традиционного бытования и изделия народных

художественных промыслов»,

18

11) встатье 7:

а) пункт | изложить в следующей редакции:

«1. Наделение статусом изделия народного художественного промысла
осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным
художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения
представленных типовых образцов и произведений народных художественных
промыслов (либо их макетов (моделей), рисунков (схем, типовых композиций))
региональными художественно-экспертными советами по народным
художественным промыслам и внесения их в Общероссийский реестр изделий,
типовых образцов и произведений народных художественных промыслов с
присвоением регистрационных номеров и кодов на основании Общероссийского
классификатора народных художественных промыслов и мест традиционного
бытования в установленном уполномоченным органом порялке. Указанные решения
принимаются В соответствии с перечнем видов производств
и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается
в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом»;

6) пункт 2 признать утратившим силу;

в) в абзаце восьмом пункта 3 слово «другие» исключить,

г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям
народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд или
в Федеральный экспертный совет по народным художественным промыслам
по выбору лица, подавшего заявление о проведении экспертизы на предмет отнесения
изделий к изделиям народных художественных промыслов. Решения Федерального
экспертного совета по народным художественным промыслам могут быть
обжалованы в суде.»;

12) дополнить статьей 7.1. следующего содержания:

«Статья 7.1. Изделия народных художественных промыслов признанного

художественного достоинства
9

|. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов
признанного художественного достоинства и их регистрация в качестве образцов
изделий народных художественных промыслов признанного художественного
достоинства в Общероссийском реестре образцов изделий народных художественных
промыслов признанного художественного — достоинства осуществляется
в установленном уполномоченным органом порядке.

2. Рассмотрение в уполномоченном органе изделий на предмет отнесения
изделий народных художественных промыслов к ИЗДЕЛИЯМ народных
художественных промыслов — признанного художественного — достоинства
осуществляется на основании представления органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и результатов рассмотрения на художественно-экспертном
совете по народным художественным промыслам соответствующего субъекта
Российской Федерации.»;

13) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Федеральный экспертный совет и художественно-экспертные советы
по народным художественным промыслам

1. Для осуществления экспертно-консультационной деятельности в области
народных художественных промыслов создаются Федеральный экспертный совет
при уполномоченном органе и художественно-экспертные советы при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по народным
художественным промыслам.

2. Федеральный экспертный совет осуществляет свою деятельность на основе
положения о Федеральном экспертном совете, утверждаемого уполномоченным
органом.

3. Художественно-экспертные советы по народным художественным
промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения
о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам,
утвержденного уполномоченным органом.

4. Художественно-экспертные советы по народным художественным

промыслам осуществляют экспертизу и принимают решение об отнесении

20

изготавливаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов,
осуществляют экспертное сопровождение деятельности в области народных
художественных промыслов, расположенных на территории этого субъекта
Российской Федерации субъектов деятельности в области народных художественных
промыслов, а также выполняют иные функции, определенные положением о них.

5. При возникновении спорных ситуаций, затрагивающих сферу интересов
нескольких субъектов Российской Федерации, рассмотрение вопросов и принятие
решений (в том числе о признании изделий изделиями народных художественных
промыслов) осуществляется Федеральным экспертным советом по народным
художественным промыслам.»;

14) статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных
промыслов

1. Установление мест традиционного бытования народных художественных
промыслов осуществляется в соответствии с порядком, установленным
уполномоченным органом, на основании решений субъектов Российской Федерации
и по результатам внесения в Государственный реестр мест традиционного бытования
народных художественных промыслов с присвоением кодов на основании
Общероссийского классификатора народных художественных промыслов и мест
традиционного бытования.

2. Название места традиционного бытования народного художественного
промысла может быть зарегистрировано в качестве наименования места
происхождения товара в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

3. Органы местного самоуправления муниципальных образований
предусматривают меры по сохранению и развитию народных художественных
промыслов во всех программах и планах комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований.»;

15) статью 10 признать утратившей силу;

16) дополнить главами 3 - 7 следующего содержания:

21

«Глава 3. Саморегулируемые организации в области народных художественных
промыслов

Статья 11. Получение статуса саморегулируемой организации в области
народных художественных промыслов

1. Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением
некоммерческими организациями, объединяющими субъектов деятельности
в области народных художественных промыслов, статуса саморегулируемых
организаций в области народного художественного промысла (далее -
саморегулируемые организации), осуществлением ими прав и обязанностей,
взаимодействием саморегулируемых организаций и их членов с уполномоченным
органом, прочими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года
№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и настоящим Федеральным законом.

2. Под саморегулированием в области народных художественных промыслов
понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется
субъектами соответствующей деятельности, содержанием которой являются
разработка стандартов и правил, и контроль за их соблюдением, представление
интересов в сфере сохранения, возрождения и развития данного вида народных
художественных промыслов.

3. Статус саморегулируемой организации может приобретаться в отношении
одного или нескольких видов народных художественных промыслов.

4. Для приобретения статуса саморегулируемой организации народного
художественного промысла некоммерческая организация в области народных
художественных промыслов должна соответствовать следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве се членов
субъектов деятельности в сфере данного вида народных художественных промыслов.
не менее 51 процентов от общего количества субъектов деятельности в сфере данного
вида народных художественных промыслов на момент приобретения статуса

саморегулируемой организации. При этом общее количество субъектов,

22
осуществляющих деятельность по конкретному виду народных художественных
промыслов, определяется на основании информации, размещенной на официальном
сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;

2) наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона внутренних стандартов саморегулируемой организации,
предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона;

3) наличие органов управления саморегулируемой — организации,
предусмотренных пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона,
и специализированных органов.

5. Статус саморегулируемой организации может быть приобретен в отношении
нескольких видов народных художественных промыслов при условии соблюдения
требований пункта | части 4 настоящей статьи в отношении количества
объединенных в составе некоммерческой организации в качестве ее членов субъектов
деятельности по конкретному виду народных художественных промыслов.

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой
организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых
организаций в области народных художественных промыслов.

7. Решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый
реестр саморегулируемых организаций в области народных художественных
промыслов принимается уполномоченным органом на основании ее заявления
с указанием наименования некоммерческой организации и следующих документов,
представляемых в уполномоченный орган в установленном им порядке:

1} копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой
организации;

2) копия устава некоммерческой организации;

3) перечень членов некоммерческой организации, заверенный в установленном

уполномоченным органом порядке, с указанием:
23

а) вида (видов) осуществляемой каждым из ее членов деятельности в области
народных художественных промыслов, являющейся предметом саморегулирования
для саморегулируемой организации;

6) идентификационного номера налогоплательщика и основного
государственного регистрационного номера каждого из ее членов - юридических лип,
идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного
регистрационного номера и паспортных данных каждого из ее членов -
индивидуальных предпринимателей;

4) внутренние стандарты саморегулируемой организации, предусмотренные
статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой
организацией органов, копии положений об органах управления и копии документов
об их персональном составе (для постоянно действующего коллегиального органа
управления саморегулируемой организации и специализированных органов
саморегулируемой организации - с указанием места работы и занимаемых
должностей членов таких органов);

6) смета, которая отражает возможность осуществления саморегулируемой
организацией своих функций в соответствии с настоящим Федеральным законом
и требования к составлению которой определяются уполномоченным органом;

7) документы, подтверждающие соблюдение установленных уполномоченным
органом требований к руководителю саморегулируемой организации, и документы
о назначении руководителя саморегулируемой организации;

8) иные документы, необходимость представления которых для приобретения
некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации
предусмотрена нормативными актами уполномоченного органа.

8. Уполномоченный орган проводит проверку соблюдения требований,
установленных настоящим Федеральным законом и принимает решение о внесении
сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых
организаций в области народных художественных промыслов или об отказе

во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр

24
саморегулируемых организаций в области народных художественных промыслов
в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

9. Статус саморегулируемой организации может быть прекращен
уполномоченным органом.

19. Решение о прекращении статуса саморегулируемой организации
принимается уполномоченным органом:

1) на основании заявления саморегулируемой организации о прекращении
статуса саморегулируемой организации;

2) в случае ликвидации саморегулируемой организации;

3) в случаях:

а) несоответствия саморегулируемой организации в течение не менее одного
года требованию, установленному подпунктом 1 пункта 4 настоящей статьи;

6) неоднократного невыполнения саморегулируемой организацией в течение
одного года требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии
с ним нормативных актов уполномоченного органа, внутренних стандартов;

в) неоднократного неисполнения и (или) несоблюдения сроков исполнения
саморегулируемой организацией предусмотренных настоящим Федеральным
законом обязательных для исполнения предписаний и запросов уполномоченного
органа;

г) неоднократного в течение года нарушения саморегулируемой организацией
сроков и порядка представления отчетности в уполномоченного органа;

д) грубого нарушения саморегулируемой организацией требований
законодательства Российской Федерации при проведении проверки члена
саморегулируемой организации;

е) представления саморегулируемой организацией заведомо недостоверной
информации, а также непредставления информации в уполномоченный орган.

11. Принятие уполномоченным органом решения о прекращении статуса
саморегулируемой организации влечет за собой исключение сведений о ней из
единого реестра саморегулируемых организаций в области народных

художественных промыслов.

25

12. Саморегулируемая организация не может являться членом другой
саморегулируемой организации.

Статья 12. Стандарты саморегулируемой организации в области народных
художественных промыслов

1. Стандартами саморегулируемой организации признаются документы,
устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации
и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, между
членами саморегулируемой организации и их потребителями, между
саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой
организацией и потребителями ее членов.

2. Стандарты саморегулируемой организации, разработанные и утвержденные
в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, являются
внутренними стандартами саморегулируемой организации (далее — внутренние
стандарты). Внутренние стандарты обязательны для исполнения членами
саморегулируемой организации и, если это предусмотрено внутренними
стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации.

3. Стандарты саморегулируемой организации должны соответствовать
следующим требованиям:

1) не противоречить законодательству Российской Федерации и нормативным
актам уполномоченного органа;

2) быть направлены на развитие в целом народных художественных промыслов
в Российской Федерации и конкретного вида народных художественных промыслов;

3) не допускать возможность установления необоснованного преимущества для
отдельных членов саморегулируемой организации, включая учредителей такой
саморегулируемой организации, в том числе в отношении порядка выбора членов
постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой
организации.

4. Положения стандартов саморегулируемой организации могут быть

обжалованы в суде.

 

26

Статья 13. Внутренние стандарты саморегулируемой организации в области
народных художественных промыслов

1. Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить следующие
внутренние стандарты:

1) порядок проведения саморегулируемой организацией проверок соблюдения
ее членами требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов
уполномоченного органа, внутренних стандартов и иных внутренних документов
саморегулируемой организации;

2) условия членства в саморегулируемой организации, в том числе размер или
порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов;

3) система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами
саморегулируемой организации требований внутренних стандартов и иных
внутренних документов саморегулируемой организации;

4) требования к деловой репутации должностных лиц саморегулируемой
организации;

5) правила профессиональной этики работников саморегулируемой
организации;

6) порядок аккредитации использования художественно-стилевых
особенностей изделий народных художественных промыслов, включенных в
Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий и
технологий народных художественных промыслов, в отношении соответствующего
вида народного художественного промысла.

2. (Саморегулируемая организация вправе по собственной инициативе
разработать и утвердить иные внутренние стандарты, необходимые ей для
реализации целей и задач, вытекающих из настоящего Федерального закона и иных
федеральных законов.

3. Внутренние стандарты могут устанавливать дополнительные требования.

Статья 14. Осуществление саморегулируемой организацией поручений

уполномоченного органа

27

1. Саморегулируемая организация но поручению уполномоченного органа
представляет его интересы в сфере использования художественно-стилевых
особенностей изделий соответствующего вида народных художественных
промыслов, а также по получению от членов саморегулируемой организации
отчетности, перечень которой устанавливается уполномоченным органом.
Саморегулируемая организация осуществляет обработку персональных данных,
содержащихся в полученной от членов саморегулируемой организации отчетности,
в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

2. Порядок осуществления саморегулируемой организацией указанных
в пункте 1 настоящей статьи полномочий, а также порядок и основания прекращения
переданных саморегулируемой организации полномочий устанавливаются
уполномоченным органом с учетом требований настоящего Федерального закона.

3. Саморегулируемые организации народных художественных промыслов
осушествляют в рамках своей компетенции:

аккредитацию юридических и физических лиц на право использования
художественно-стилевых особенностей изделий народных художественных
промыслов, включенных В Общероссийский реестр художественно-стилевых
особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов, в
отношении соответствующего вида народного художественного промысла в
зависимости от видов использования,

контроль за использованием художественно-стилевых особенностей изделий
народных художественных промыслов, включенных в Общероссийский реестр
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов, в отношении соответствующего вида народного
художественного промысла в зависимости от видов использования, соблюдением
технологий производства изделий народных художественных промыслов, содействие
правоохранительным органам по защите прав членов саморегулируемых
организаций, представление и защиту интересов членов саморегулируемых

организаций в органах государственной власти.
28

Статья 15. Членство и органы управления в саморегулируемой организации
народных художественных промыслов
и
и 1. Субъект деятельности в области народных художественных промыслов

х
м, может являться членом саморегулируемой организации в соответствии с основным

9
и’ видом выпускаемой продукции народных художественных промыслов.

2. Субъект деятельности в области народных художественных промыслов,
осуществляющий деятельность, которая соответствует разным видам народных
художественных промыслов, может являться членом нескольких саморегулируемых
организаций соответствующих видам народных художественных промыслов данного
субъекта деятельности в области народных художественных промыслов, или одной
саморегулируемой организации, имеющей статусы саморегулируемой организации
в отношении соответствующих видов народных художественных промыслов.

3. Порядок приема в члены саморегулируемой организации устанавливается
самой саморегулируемой организацией Требования к кандидату в члены
саморегулируемой организации должны быть едиными для всех кандидатов в члены
саморегулируемой организации.

4. Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

1) добровольного выхода из саморегулируемой организации;

2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению
саморегулируемой организации;

3) смены вида деятельности члена саморегулируемой организации
на несоответствующий профилю саморегулируемой организации;

4) реорганизации члена саморегулируемой организации, за исключением
случая реорганизации в форме преобразования, присоединения или выделения;

5) ликвидации члена саморегулируемой организации;

6) прекращения статуса саморегулируемой организации;

7) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении

из членов саморегулируемой организации в случае:


29

1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований
внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой
организации;

2) неоднократной неуплаты в течение одного года членских взносов,

3) выявления недостоверных сведений в документах, представленных для
приема в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации.

6. Саморегулируемая организация в течение трех рабочих дней, следующих за
днем прекращения членства субъекта деятельности В области народных
художественных промыслов в саморегулируемой организации, размещает
информацию 0б этом на своем официальном сайте в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет», вносит соответствующие сведения в реестр
членов саморегулируемой организации, а также уведомляет об этом в форме,
установленной уполномоченным органом:

1) субъекта деятельности в области народных художественных промыслов,
членство которой в саморегулируемой организации прекращено;

2) уполномоченный орган.

7. (Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов
саморегулируемой организации со дня приобретения статуса саморегулируемой
организации. Порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации
устанавливается нормативным актом уполномоченного органа.

8. Органами управления саморегулируемой организации являются:

1) общее собрание членов саморегулируемой организации;

2) постоянно действующий коллегиальный орган управления
саморегулируемой организации;

3) исполнительный орган саморегулируемой организации, если формирование
такого органа предусмотрено уставом саморегулируемой организации;

4) руководитель саморегулируемой организации (единоличный
исполнительный орган саморегулируемой организации).

9. Порядок формирования органов управления саморегулируемой организации

определяется в соответствии действующим законодательством о саморегулируемых

30

организациях, рекомендациями уполномоченного органа, уставом саморегулируемой
организации и иными внутренними документами саморегулируемой организации
на принципах равенства прав членов саморегулируемой организации
на представительство при выборах в органы управления саморегулируемой
организации и участие в управлении саморегулируемой организацией.

Глава 4. Правовая охрана и использование художественно-стилевых
особенностей изделий народных художественных промыслов

Статья 16. Художественно-стилевые особенности изделий народных
художественных промыслов

Художественно-стилевые особенности изделий народных художественных
промыслов подлежат включению в Общероссийский реестр художественно-стилевых
особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов.

Статья 17. Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей
изделий и технологий народных художественных промыслов

1. Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий
и технологий народных художественных промыслов содержит следующие сведения:

1) дата включения в реестр;

2) регистрационный номер;

3) наименование народного художественного промысла;

4) наименование места традиционного бытования;

5) визуальное отображение художественно-стилевых особенностей изделий
народного художественного промысла;

6) краткое описание художественно-стилевых особенностей изделий народного
художественного промысла;

7) описание технологий;

8) отметки о передаче прав на использование;

9) другие, определяемые уполномоченным органом сведения.

2. Формирование и ведение Общероссийского реестра художественно-

стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов

31

осуществляет уполномоченный орган совместно с саморегулируемыми
организациями, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Перечень документов заявки на регистрацию в Общероссийском реестре
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов (заявка на регистрацию художественно-стилевых
особенностей народных художественных промыслов), требования к документам,
содержащимся в заявке на регистрацию художественно-стилевых особенностей
изделий народных художественных промыслов и произведений народных
художественных промыслов и прилагаемым к ней документам (документы заявки},
а также правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их
рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам
рассмотрения указанных документов, устанавливаются Правительством Российской
Федерации.

Статья 18. Правовая охрана художественно-стилевых особенностей изделий
и технологий народных художественных промыслов

1. Использование художественно-стилевых особенностей — изделий
и технологий народных художественных промыслов осуществляется на основе
аккредитации юридических и физических лиц на право использования
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов, включенных в Общероссийский реестр художественно-
стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов,
проводимой саморегулируемыми организациями, указанными в главе 3 настоящего
Федерального закона, в отношении соответствующего вида народного
художественного промысла.

2. Порядок использования художественно-стилевых особенностей изделий
народных художественных промыслов в зависимости от видов аккредитации,
указанной В пункте 1 настоящей статьи, включая случаи
и основания отказа в указанной аккредитации, срок действия аккредитации

устанавливается саморегулируемыми организациями в . области народных

32

художественных промыслов самостоятельно в отношении соответствующего вида
народного художественного промысла.

3. Использование художественно-стилевых особенностей изделий народных
художественных промыслов, включенных в Общероссийский реестр художественно-
стилевых особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов,
в коммерческих целях допускается только при аккредитации, указанной
в пункте | настоящей статьи, в отношении художественно-стилевых особенностей
изделий соответствующего народного художественного промысла. При отсутствии
саморегулируемой организации в области какого-либо вида народного
художественного промысла использование художественно-стилевых особенностей
изделий народных художественных промыслов, включенных в Общероссийский
реестр художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов, данного народного художественного промысла
в коммерческих целях не требует аккредитации.

Использование художественно-стилевых особенностей изделий народных
художественных промыслов организациями народных художественных промыслов,
индивидуальными предпринимателями и мастерами народных художественных
промыслов, а также организациями, осуществляющими образовательную
деятельность в сфере народных художественных промыслов, медицинскими
учреждениями, осуществляется безвозмездно и не требует аккредитации на право
использования художественно-стилевых особенностей изделий и технологий
народных художественных промыслов, включенных в Общероссийский реестр
художественно-стилевых особенностей изделий и технологий народных
художественных промыслов, проводимой саморегулируемой организацией в области
соответствующего народного художественного промысла.

4. Использованием художественно-стилевых особенностей изделий народных
художественных промыслов считается, осуществляемое в целях извлечения прибыли:

1) воспроизведение - изготовление одного и более экземпляра изделия,

в котором выражены художественно-стилевые особенности. изделий народного

Е

художественного промысла или его части в любой материальной форме, в том числе
с применением творческого варьирования,

2) распространение — предложение о продаже, продажа оригинала или
экземпляров изделия, в котором выражены художественно-стилевые особенности
изделий народного художественного промысла, в Том числе посредством
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

3) импорт изделия, в котором выражены художественно-стилевые особенности
изделий народного художественного промысла в целях распространения.

5. Виды использования художественно-стилевых особенностей изделий
народных художественных промыслов:

1) традиционное использование художественно-стилевых особенностей
изделий народных художественных промыслов - использование художественно-
стилевых особенностей народных художественных промыслов путем
их использования в изделиях с сохранением особенностей естественного значения,
содержания и форм, основанных на традициях народного искусства в определенной
местности и сложившейся практики по производству (изготовлению) определенных
художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения;

2) нетрадиционное использование художественно-стилевых особенностей
изделий народных художественных промыслов - использование художественно-
стилевых особенностей народных художественных промыслов с изменением
особенностей естественного значения, содержания и форм, основанных на традициях
народного искусства в определенной местности и сложившейся практики
по производству (изготовлению) определенных изделий народных художественных
промыслов;

3) использование художественно-стилевых особенностей народных изделий
художественных промыслов в несвойственной форме (или коммерческое
использование художественно-стилевых особенностей народных художественных
промыслов) — воспроизведение художественно-стилевых особенностей народных
художественных промыслов в изделиях, не относящихся к изделиям народных

художественных промыслов.

34

Статья 19. Незаконное использование художественно-стилевых особенностей
изделий народных художественных промыслов

1. Не допускается изготовление изделий, в которых выражены художественно-
стилевые особенности изделий народных художественных промыслов, включенных
в Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий
и технологий народных художественных промыслов, с нарушением требований,
установленных настоящим Федеральным законом.

2. Лица, осуществляющие незаконное использование художественно-стилевых
особенностей изделий народных художественных промыслов, включенных
в Общероссийский реестр художественно-стилевых особенностей изделий
и технологий народных художественных промыслов, несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Территории сохранения и развития традиций и уклада бытования

Статья 20. Статус территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования

1. На статус «территория сохранения и развития традиций и уклада бытования»
может претендовать населенный пункт, соответствующий следующим признакам:

1) в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской
Федерации относящийся к местам традиционного бытования народных
художественных промыслов;

2) располагающий подтвержденными сведениями о существующих либо
утраченных народных художественных промыслах;

3) располагающий историко-культурным наследием (культурным ландшафтом,
памятниками истории и архитектуры, нематериальным наследием);

4) располагающий творческими работниками в области народных
художественных промыслов и системой обеспечения преемственности.

Статья 21. Создание и прекращение деятельности территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования

1. Территория сохранения и развития традиций и уклада бытования создается

по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения

35

уполномоченного органа по инициативе субъекта (субъектов) Российской
Федерации.

2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории
сохранения и развития традиций и уклада бытования принимается в форме
постановления, которое предусматривает:

1) перечень возрождаемых, сохраняемых и развиваемых народных
художественных промыслов на территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования:

2) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых
на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования действует особый
правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности,
предусмотренный настоящим Федеральным законом;

3) описание местоположения границ территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования.

3. Территория сохранения и развития традиций и уклада бытования создается
на территории муниципального образования или территориях нескольких
муниципальных образований в границах одного или нескольких субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.

4. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской
Федерации решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, уполномоченный
орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования
или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на
территориях которых создается территория сохранения и развития традиций и уклада
бытования, заключают соглашение о создании территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования. Оператором соглашения выступает высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Условия соглашения о создании территории сохранения и развития традиций

и уклада бытования определяются Правительством Российской Федерации.

36
6. Существование территории сохранения и развития традиций и уклада

бытования прекращается по решению Правительства Российской Федерации
на основании предложения уполномоченного органа по инициативе субъекта
(субъектов) Российской Федерации.

7. Территория сохранения и развития традиций и уклада бытования не может
создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального
развития. В состав территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

Статья 22. Управление территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования

1. В целях координации деятельности и контроля за выполнением соглашения
© создании территории сохранения и развития традиций и уклада бытования,
содействия в реализации проектов резидентов территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования, проектов иных инвесторов, оценки эффективности
функционирования территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
В соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации,
рассмотрения и утверждения перспективных планов развития а также в целях,
осуществления контроля за реализацией этих планов, а также в целях осуществления
функций по управлению территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования создаются органы управления территорией сохранения и развития
традиций и уклада бытования.

2. Состав и полномочия органов управления территорией сохранения
и развития традиций и уклада бытования устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

Статья 23. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса
резидента территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
и осуществления деятельности

Г. Резиденты территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом,

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением

 

37

об осуществлении деятельности.

2. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента
территории сохранения и развития традиций и уклада бытования, осуществления им
деятельности на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования,
требования к резидентам территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования, а также порядок заключения, прекращения действия, предмет и условия
соглашения 0б осуществлении деятельности устанавливается Правительством
Российской Федерации.

3. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся
приобрести статус резидента территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования или создать юридическое лицо на территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования в целях приобретения статуса резидента такой
территории и отвечающие установленным настоящим Федеральным законом
требованиям к резидентам сохранения и развития традиций и уклада бытования,
подают в орган управления территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности (далее
- заявитель). Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности
(далее - заявка) должна содержать сведения:

1) о видах экономической деятельности заявителя на территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования;

2) о площади земельного участка или об ином имуществе, необходимых для
осуществления заявленной экономической деятельности;

3) о необходимых для осуществления деятельности ресурсах (в том числе
холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии, а также иных ресурсов,
необходимых для осуществления деятельности);

4) о сроке, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении
деятельности.

4. К заявке заявитель прилагает следующие документы:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) бизнес-план, примерная форма которого устанавливается уполномоченным

 

38

органом;3) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц либо из
Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов
о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством
соответствующего государства (для иностранного лица).

5. Форма заявки устанавливается уполномоченным органом.

6. В случае, если документы, указанные в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей
статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу
уполномоченного органа власти федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц
в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств, представляются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о
заявителе в единый государственный реестр юридических лиц или единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, -
сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе.
Заявитель вправе представить документы, содержащие такие сведения, по
собственной инициативе.

7. Рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов осуществляется
органом управления территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования в течение пятнадцати рабочих дней с даты их получения. Рассмотрение
заявки и оценка бизнес-плана осуществляются органом управления территорией
сохранения и развития традиций и уклада бытования на основании критериев
и методики их оценки, установленных уполномоченным органом.

8 По результатам рассмотрения заявки орган управления территорией
сохранения и развития традиций и уклада бытования принимает одно из следующих

решений:

39

1) о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности;

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

9. Решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности
принимается в следующих случаях:

1) непредставление документов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей
статьи (за исключением документов, указанных в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей
статьи), или несоответствие заявки требованиям, установленным частью 3 настоящей
статьи;

2) отсутствие в границах территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования имущества, которое соответствует условиям, указанным в заявке, и может
быть передано во владение и (или) в пользование лицам, указанным в части
3 настоящей статьи;

3) отсутствие в границах территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования свободного земельного участка, соответствующего условиям, указанным
в заявке;

4) несоответствие деятельности, которую планируют осуществлять заявители,
указанные в части 3 настоящей статьи, видам экономической деятельности,
предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации
в соответствии с частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

5) несоответствие заявки и бизнес-плана критериям, установленным
уполномоченным органом;

6) возбуждение в отношении юридического лица производства по делу
о несостоятельности (банкротстве) и (или) реорганизация или ликвидация
юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица
недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные
фонды Российской Федерации, задолженности по иным обязательным платежам
в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм,
на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит

в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,

40

которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской
Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда
о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые
признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер
которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов
заявителя, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Данное положение не применяется в случае, если индивидуальным
предпринимателем или юридическим лицом в установленном порядке подано
заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому
заявлению на дату рассмотрения заявки не принято.

10. Орган управления территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования обязан указать в решении об отказе в заключении соглашения
об осуществлении деятельности мотивированные основания такого отказа. В течение
десяти рабочих дней с даты принятия такого решения управляющая компания
уведомляет об этом заявителей, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение
органа управления территорией сохранения и развития традиций и уклада бытования
об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности может быть
обжаловано в уполномоченный орган в порядке и в сроки, которые установлены
данным органом, или в суд.

1]. В случае принятия решения о возможности заключения соглашения
об осуществлении деятельности орган управления территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования уведомляет об этом заявителей, указанных в части 3
настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней с даты принятия такого решения.
Соглашение об осуществлении деятельности заключается с указанными лицами в
случае, если местом жительства индивидуального предпринимателя, местом
нахождения юридического лица является территория сохранения и развития
традиций и уклада бытования. В иных случаях соглашение об осуществлении
деятельности заключается с юридическим лицом, созданным на территории

сохранения и развития традиций и уклада бытования лицом, подавшим заявку.

41

12. Орган управления территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования вносит в реестр резидентов запись о регистрации лиц, указанных в части
3 настоящей статьи, в качестве резидентов территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования в течение трех рабочих дней с даты заключения
соглашения об осуществлении деятельности.

13. Индивидуальный предприниматель, юридическое лино признаются
резидентами территории сохранения и развития традиций и уклада бытования с даты
внесения соответствующей записи в реестр резидентов.

14. Орган управления территорией сохранения и развития традиций и уклада
бытования выдает резиденту территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента
территории сохранения и развития традиций и уклада бытования и налоговый орган
по месту жительства индивидуального предпринимателя или месту нахождения
юридического лица в течение трех рабочих дней с даты регистрации. Форма
свидетельства утверждается уполномоченным органом.

15. В случае, если статус резидента территории сохранения и развития
традиций и уклада бытования прекращается, орган управления территорией
сохранения и развития традиций и уклада бытования вносит в реестр резидентов
запись о прекращении статуса резидента территории сохранения и развития традиций
и уклада бытования в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия
соглашения об осуществлении деятельности, либо даты подписания сторонами
соглашения о расторжении соглашения об осуществлении деятельности, либо даты
вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения
об осуществлении деятельности и уведомляет в тот же срок налоговый орган по месту
жительства индивидуального предпринимателя или месту нахождения юридического
лица в течение трех рабочих дней с даты регистрации.

16. Порядок ведения реестра резидентов, состав сведений, содержащихся
в реестре резидентов, а также порядок представления в органы государственной
власти, в том числе налоговые органы, в орган местного самоуправления или органы

местного самоуправления в соответствии © ИХ полномочиями документов,
42
подтверждающих статус резидента территории сохранения и развития традиций
и уклада бытования, утверждается уполномоченным органом.

Статья 24. Особый правовой режим осуществления предпринимательской
и иной деятельности на территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования

Особый правовой режим осуществления предпринимательской и ИНОЙ
деятельности на территории сохранения и развития традиций и уклада бытования
предоставляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и соглашением о создании территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования, и включает в себя:

|) особенности регулирования отдельных отношений, связанных
с функционированием территории сохранения и развития традиций и уклада
бытования;

2} установление резидентам территории сохранения и развития традиций
и уклада бытования льгот и преференций;

3) особенности налогообложения резидентов территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования, установленные законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, включая освобождение от уплаты
налогов;

4) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры территории
сохранения и развития традиций и уклада бытования;

5) предоставление государственных услуг на территории сохранения
и развития традиций и уклада бытования;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории
сохранения и развития традиций и уклада бытования.

Глава 6. Образование и научные исследования в области народных
художественных промыслов

Статья 25. Образование в области народных художественных промыслов

1. В Российской Федерации принимаются меры по развитию образования

43

в области народных художественных промыслов, включая обучение в местах
традиционного бытования народных художественных промыслов.

2. Образование в области народных художественных промыслов
осуществляется В порядке, установленном Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Правительством Российской Федерации определяется из числа
государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской
Федерации, основной специализацией которых является образовательная и научная
деятельность в сфере народных художественных промыслов, единый научно-
методический центр в сфере образования в области народных художественных
промыслов, деятельность которого направлена на:

формирование стратегии образовательной политики в области подготовки
художников в области народных художественных промыслов;

формирование научного и методического сопровождения образовательного
процессов области народных художественных промыслов;

разработку и реализацию системы повышения квалификации для научных
сотрудников и профессорско-преподавательского состава, осуществляющих
подготовку по различным видам подготовки специалистов в области народных
художественных промыслов, творческих и руководящих работников предприятий
народных художественных промыслов;

организацию системы дополнительного образования в области народных
художественных промыслов в регионах;

создание и функционирование образовательно-производственного кластера,
включающего Высшую школу народных искусств (академию), филиалы,
производственные мастерские и объединения, работающие в области традиционных
художественных промыслов

Статья 26. Научные исследования в области народных художественных
промыслов

1. В целях сохранения, возрождения и развития народных художественных

промыслов, проводятся научные исследования.

44

2. Научные исследования проводятся в соответствии с Федеральным законом
от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической
политике» и могут быть отнесены к приоритетным направлениям государственной
политике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Научные исследования могут быть направлены на:

разработку концепций, научных прогнозов и планов сохранения, возрождения
и развития народных художественных промыслов;

восстановление технологий производства утраченных промыслов;

совершенствование законодательства в области сохранения, возрождение
и развитие народных художественных промыслов, создания нормативов и иных
нормативных документов, федеральных норм и правил в области народных
художественных промыслов;

разработку программ сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов;

разработку мероприятий по сохранению, возрождению и развитию народных
художественных промыслов;

проведение экспертизы произведений народных художественных промыслов
по видам;

художественно-методическое сопровождение творческой деятельности по
конкретным видам народных художественных промыслов в соответствии с их
историко-региональной спецификой;

осуществление реставрации и реновации исторически значимых произведений
народных художественных промыслов как неотъемлемого компонента
национального культурного наследия;

выявление теоретических и практических основ деятельности, научное
обоснование научных, научно-педагогических и художественных школ в области
народных художественных промыслов;

инновационное развитие непрерывного профессионального образования в
области народных художественных промыслов.

иные научные направления в области изучения и развития народных

 

45

художественных промыслов.

Глава 7. Музеи народных художественных промыслов

Статья 27. Музей народных художественных промыслов

1. К музеям народных художественных промыслов относятся музеи, более
30 процентов музейных предметов и музейных коллекций которых составляют
изделия народных художественных промыслов.

2. Деятельность музеев народных художественных промыслов регулируется
законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации.

4. Правительством Российской Федерации определяется из числа
государственных музеев, находящихся в ведении Российской Федерации, основной
специализацией которых является музейная и научная деятельность в сфере
народных художественных промыслов, единый научно-методический центр в сфере
музейной, просветительской, научно-исследовательской и научно-экспедиционной
деятельности в области народных художественных промыслов, основными целями
которого являются:

осуществление музейной, просветительской, научно-исследовательской,
научно-экспедиционной деятельности и научно-методического сопровождения
музейной деятельности в области народных художественных промыслов;

научное и методическое сопровождение в области хранения музейных
предметов и музейных коллекций музеями народных художественных промыслов;

научное и методическое сопровождение по выявлению и собиранию музейных
предметов и музейных коллекций музеями народных художественных промыслов;

научное и методическое сопровождение при изучении музейных предметов и
музейных коллекций в области народных художественных промыслов;

формирование стратегии музейной деятельности в области народных
художественных промыслов;

разработку и реализацию системы повышения квалификации в сфере музейной

46

деятельности ДЛЯ сотрудников музеев и субъектов деятельности в области народных

художественных промыслов.».

Статья 2

|. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года,
за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки
вступления их в силу.

2. Абзацы 87-151 пункта 16 статьи | настоящего Федерального закона вступают
в силу с 1 сентября 2023 года.

3. Формирование Общероссийского реестра изделий, типовых образцов
и произведений народных художественных промыслов, Общероссийского реестра
образцов изделий народных художественных промыслов признанного
художественного достоинства, Государственного реестра мест традиционного
бытования народных художественных промыслов в соответствии с настоящим
Федеральным законом осуществляется с 1 января 2023 года. Ввод указанных реестров
в эксплуатацию осуществляется до 1 октября 2023 года.

4. Формирование Общероссийского реестра художественно-стилевых
особенностей изделий и технологий народных художественных промыслов,
осуществляется © 1 января 2023 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию

осуществляется до 1 января 2024 года.».

Президент
Российской Федерации

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Понедельник, 27 Сентябрь 2021
Вверх